Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Встречи премьера Пашиняна с президентом Путиным, прием бизнесменов из России и, конечно, сам факт проведения Седьмого армяно-российского межрегионального форума свидетельствуют о переходе двусторонних отношений на новый этап. Пашинян по итогам двух рабочих встреч с российским президентом говорил об искренних и честных отношениях, уже сложившихся между двумя лидерами, Путин же в послании к участникам форума сказал, что "между Арменией и Россией налажен содержательный политический диалог".
При желании, конечно, можно отнести процитированные слова к разряду обязательных формулировок, применяемых в таких случаях. Но можно и попытаться почитать между строк. И в этом случае проявится вполне предметная их наполненность, особенно на фоне сверхосторожного, можно даже сказать – бережного (в информационном смысле) отношения официальной Москвы к недавним сложным событиям в Армении, которые, кстати, еще далеки от завершения.
И встреча с бизнесменами из России в такой обстановке имела большое значение, которое можно легко недооценить, если отнестись к ней просто как к некоему запланированному мероприятию. Пашинян произнес знаковые слова о том, что Армения нуждается не в благотворительности, а в инвестициях, которые помогут развивать бизнес и производство. То есть, если отбросить вынужденную дипломатичность, имелось в виду, что Армении нужны не подачки, а реальные взаимовыгодные бизнес-проекты.
"Мы надеемся, что в результате в Армению поступят инвестиции. Наше желание, чтобы инвесторы получали реальную прибыль, доход, и в результате их деятельности Армения получала выгоды по двум основным направлениям: открытие рабочих мест и рост государственных доходов", — сказал армянский премьер.
Путин отметил роль межрегионального сотрудничества между Арменией и Россией>>
Он отметил, что после избрания премьер-министром встретился с предпринимателями и сказал, что они отныне свободны от каких-либо коррупционных обязательств, их больше не будет в Армении, это является еще одним сигналом и стимулом для улучшения предпринимательской среды.
Понятно, что бизнесмены не ринутся вкладываться в Армению вот прямо сию секунду – все-таки почти три десятилетия государственного беспредела не могут не вызывать определенной настороженности, и серьезный инвестор предпочтет немного подождать, посмотреть, действительно ли тенденции в стране имеют заявленную новой властью направленность. Задача в том, чтобы максимально сократить срок этой выжидательной позиции.
Такая же первоначальная осторожность вполне естественна и понятна и в межгосударственных отношениях: к новой армянской власти нужно было присмотреться – мало кто из нас бросается с распростертыми объятиями к тому, с кем знакомится впервые. И слова Путина об установлении "содержательного политического диалога" между двумя странами, скорее всего, относятся больше к новым временам, нежели ко всему предыдущему периоду взаимоотношений.
На этом фоне огорчают высказывания, иногда мелькавшие в отечественных СМИ (в авторских материалах, в основном), о том, что якобы Путин "не принимает" Пашиняна, что армяно-российские отношения сильно испортились, и нужно ожидать очень много всего нехорошего.
Бог с ними, с соцсетями, они на то и придуманы, чтобы некоторые в них говорили умные вещи, а все остальные заливались благоглупостями. А вот когда такие вещи преподносятся на экспертном или аналитическом уровне, то иначе, нежели в качестве подножки новой власти, расценить их невозможно. К ней, к новой власти (как и к любой власти вообще) можно относиться как угодно, но все же нужна fair play…
Визит Никола Пашиняна в Россию: отношения без темных углов>>
Это уже не говоря о том, что каждый раз, когда в отечественных источниках появляются подобные оценки, топорный агитпроп государственного образования к востоку от Армении сотрясается всем телом в восторженных конвульсиях. Этот агитпроп только и занят выдумыванием похожих мантр, а тут ему такой подарок от нас же самих.