ЕРЕВАН, 7 сен — Sputnik, Тимур Селиванов. "Сокровища у горы Арарат", новый сборник сценариев Сергея Параджанова, привезли в Москву на 31-ую международную книжную выставку-ярмарку.
Шесть из семнадцати сценариев, собранных в книге, ни разу прежде не публиковались полностью. О том, как сборник рождался в дни армянской революции, рассказала исследовательница работ режиссера Вероника Журавлева.
Параджанов и криминальный мир: как Плесецкому вернули угнанную в Грузии машину>>
Параджанов нас связал
Параджанов влюбляет исследователей своего творчества друг в друга. Психолог Вероника Журавлева писала кандидатскую диссертацию, изучая личность режиссера, и приехала в Армению, чтобы поработать с его ереванским архивом. Там она вышла замуж за Вигена Бархударяна, главного хранителя Музея Параджанова, и теперь живет на две страны.
"Я начинала изучать Параджанова как психолог, с тюремного периода его жизни, по письмам семье и друзьям. Сергей Иосифович страдал в тюрьме и физически, и морально. Он надеялся, что снимет фильм о пережитом опыте, когда выйдет из тюрьмы, но не снял и даже не написал сценария. Свой замысел он передал Юрию Ильенко, который воплотил его в фильме "Лебединое озеро. Зона". Думаю, Сергею Иосифовичу необходим был посредник между собой и болезненным опытом", — говорит Вероника.
Не упустить, вдруг окажется Параджановым: как интеллигент Саакянц наводил шороху в Ереване>>
Ее поразила история "талеров" Параджанова — крышек от кефирных бутылок, которые он, сидя в тюрьме, превращал в произведения искусства — монеты-медальоны. Как отметила психолог, они ценны и сами по себе, даже без тюремной подоплеки. Но эти талеры — еще и документальное свидетельство победы режиссера над лишениями.
Со временем исследование Журавлевой расширилось, супруги вместе стали работать над полным сборником сценариев режиссера. Работа шла трудно, с осени 2015-го до выхода книги весной 2018-го, составители старались максимально точно и бережно передать сценарные замыслы Параджанова.
Средства на печать книги и оплату труда художника, верстальщика и редактора предоставили почитатели режиссера — они собрали более 150 тысяч рублей на краудфандинг-платформе. Сейчас Вероника и Виген объединились в независимое творческое объединение Parajanov Art Laboratorium ("Арт-лаборатория Параджанова") чтобы и дальше изучать параджановское наследие.
Параджанова в Тбилиси не "сберегли", или Как улетел сумасшедший гений>>
Охра и сирень
Название сборнику дал один из впервые опубликованных сценариев Параджанова — "Сокровища у горы Арарат". В нем режиссер размышляет о христианском наследии Армении. Вот что он пишет о хачкарах:
"Как бесконечная вязь лозы, скрещенных ветвей, переплетенного орнамента — возникает резьба хачкаров. Вечный символ… Столп на границе жизни и загробья — Хачкар… Крест-камень на камне и в душе армянина…".
А в сценарии "Ара Прекрасный" (по мотивам трагедии Наири Зарьяна) Параджанов использует… цвет, чтобы подчеркнуть центральный конфликт между персонажами.
"Богиня любви Шамирам и сюжетная линия, действие которой разворачивается в Ассирии, окрашены оттенками оливы и охры. Армянский царь Ара Прекрасный и события в стране Айка — белым и сиреневым. Вот примеры: " Шамирам бросает в обезьян ржавые фиалковые и оливковые плоды…" и "Омывали прозрачные, сиреневые воды водопада Ара, царя Прекрасного, и белого царского коня". Я посвятила, в том числе этой особенности драматургических текстов Параджанова, несколько научных работ", — рассказывает исследовательница.
Биограф Параджанова: маэстро черпал вдохновение в гневе>>
Доставка книг из типографии выглядела драматично, как в кино. Составители отправились за тиражом 23 апреля, прямо во время революции в Ереване. Первые двадцать книг весом почти в двадцать килограммов они несли на руках — движение на улице было перекрыто. Вероника опубликовала первую фотографию отпечатанного сборника с хештегом #рожденнаявреволюции.
Миф о невежде
Тираж сборника получился небольшим — всего триста экземпляров. Впрочем, "Арт-лаборатория" уже готовит второе издание — еще с одним найденным сценарием. Останавливаться в поисках они не намерены:
"Я точно знаю, что неопубликованные сценарии еще существуют. Очень много работ находятся в частных коллекциях — Сергей Иосифович любил дарить свои работы друзьям, коллегам и даже малознакомым людям, которые ему понравились. Так что ожидать новых открытий, безусловно, стоит".
Такая литературная продуктивность (а режиссер продолжал писать сценарии даже в тюрьме) не может не удивлять. При этом многие его близкие друзья не раз говорили: Параджанов ничего не читает, представить его с книгой в руках невозможно.
"Чтение — процесс, который обычно проходит без свидетелей. Думаю, Параджанов был прекрасно знаком с литературой. Большинство его сценариев имеют в своей основе литературный текст", — поясняет Вероника.
Она отметила, что сценарий к "Теням забытых предков" он писал совместно с Иваном Чендеем по мотивам повести Михаила Коцюбинского, сценарий к "Цвету граната" — вдохновляясь поэзией Саят-Новы, идею фильма "Ашик-Кериб" Параджанов разработал на основании народной сказки. Образ "ничего не читавшего" Параджанова — это, по мнению Журавлевой, часть мифа, который он сам же и конструировал.