Спасение от коллапса: в Грузии торпедировали невыгодный Армении запрет с пшеницей

Больше всего от шумихи вокруг запрета Грузией поставок пшеницы автомобильным путем выиграла Армения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 20 сен – Sputnik, Лаура Саркисян. Тбилиси в третий раз пересмотрел сроки введения запрета на автомобильную транспортировку пшеницы по территории Грузии. Бастующие импортеры и министр финансов Иване Мачавариани договорились вернуться к этой теме и обсудить условия введения запрета через год — 1 октября 2019-го.

Подешевеет ли наш хлеб? Кто и как конкурирует за доставку пшеницы в Армению

Дело в том, что в Тбилиси импортеры пшеницы протестовали против решения о введении этого запрета на протяжении четырех дней. Они перекрыли свободную экономическую зону в одном из районов столицы Грузии — в Лило — и обещали устроить настоящую блокаду, "забаррикадировав" центральные магистрали, если власти страны не изменят принятого ранее решения.

Бастующих не остановило и то, что минфин Грузии решил накануне отложить введение запрета до конца 2018 года. Импортеры выдвигали условие отложить запрет на конец 2020 года и дать им нормально поработать. Ситуация изменилась 20 сентября, после того, как один из активистов пригрозил публично совершить самосожжение. С ним встретился сам министр финансов Грузии Иване Мачавариани. В результате стороны договорились вернуться к этому разговору 1 октября 2019 года.

"Устроим блокаду Грузии!": чего требуют митингующие в Тбилиси импортеры пшеницы>>

В Грузии эксперты приветствуют решение минфина, однако считают, что все-таки вопрос должен быть окончательно решен. Директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили предлагает и после истечения срока не вводить запрет на перевозку зерна автомобильным путем, а прописать четкие технические регуляции, как должно все работать с минимальным ущербом, в первую очередь, для самой Грузии. Цагареишвили подчеркивает, что за каждый груженный зерном трейлер перевозчики, доставляющие товар в Армению, Агентству наземного транспорта Грузии платят 200 лари (около 76 долларов).

Грузия снизила тариф на перевозку пшеницы из Поти для армянских перевозчиков

"В первую очередь надо обновить парк трейлеров, грузовиков, на которых как в Грузию, так и Армению завозят пшеницу. Сегодня их качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Кроме того, их загружают выше нормы, что негативно влияет на дороги, которые в Грузии не из бетона, а низкое качество машин приводит к загрязнению окружающей среды", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Цагареишвили.

Необходимо ввести четкие правила, сколько тонн пшеницы можно перевозить на одной машине. Так например, в условиях Армении максимальная загруженность машины не может превышать 36 тонн. В Грузии должны также понять, сколько тонн можно, чтобы асфальт не портился. При этом надо ввести временные ограничения. Например, отмечает Цагареишвили, нельзя перевозить столько тонн пшеницы при низкой температуре, так как в Грузии дороги не бетонные, а из обычного асфальта.

"Когда эти регламенты будут установлены и запустят процесс ввоза пшеницы железнодорожным путем, перевозчики сами взвесят все за и против и выберут наиболее оптимальный маршрут. Уже появится здоровая конкуренция", — сказал Цагареишвили.

В Армении также позитивно восприняли решение минфина Грузии. Исполнительный директор экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что если будет задействовано два пути – железная дорога и автомобильная, это приведет к здоровой конкуренции, изменению цен на зерно, а впоследствии даже хлебобулочных изделий в Армении.

Армянских водителей на грузинской границе успокоили: "зерновой запрет" отложили>>

Напомним, с 1 сентября транспортные ведомства и железные дороги Еревана и Тбилиси заявили о снижении железнодорожных тарифов на перевозки из порта Поти в Армению. Скидка составила 52%, В год в Армению импортируется 280-300 тысяч тонн зерна. Один грузовой автоконтейнер перевозит 22 тонны, в случае железной дороги загруженность контейнера может быть значительно выше.