Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Внучка Ованеса Туманяна, Ирма Рубеновна Сафразбекян, разумеется, пристрастно и с интересом отнеслась к статье о доме Ованеса Туманяна в Тбилиси, подготовленной нашими грузинскими коллегами и перепечатанной недавно Sputnik Армения. Долгий разговор с Ирмой Рубеновной выявил массу интересных подробностей, внес целый ворох поправок, которые просто необходимо сделать.
Если педантично рассказать обо всем, что говорила Ирма Сафразбекян, можно написать целую книгу, довольно увесистую. Поэтому мы сейчас укажем только самые принципиальные для семьи, для потомков поэта моменты, связанные с исторической правдой, с фактами и точностью интерпретаций.
Начнем с того, что тбилисский дом Туманяна, по словам Ирмы Рубеновны, называется "Центром туманяновских исследований", а не домом-музеем Есть музей в Ереване и дом-музей в области Лори, в селе Дсех, на родине Ованеса Туманяна – это те три места, которые связаны с именем поэта.
Кстати, о ереванском музее Туманяна, венчающем одноименную улицу в Ереване, Ирма Сафразбекян рассказала интересные подробности. Историко-литературный музей начали строить в 1949 году – Анастас Микоян позвонил первому секретарю ЦК КП Армении Григорию Арутюнову и повелел создать музей. Надо ли говорить, какое воздействие имел в те годы такой звонок из Москвы…
Роскошный особняк Долухановых в Тбилиси: что стало со знаменитой армянской династией>>
В связи с этим Ирма Рубеновна торопится опровергнуть упорно возрождающуюся, несмотря на опровержения, историю о том, что Микоян, якобы, в свое время не принял вдову Туманяна, Ольгу Туманян, когда она в Москве просила его аудиенции. А потом, якобы, Ольга отказалась с ним встречаться в Ереване.
Ольга Туманян, бабушка Ирмы Рубеновны, никогда не была в Москве, свидетельствует внучка, и вся эта история об отказе Микояна ее принять – выдумка чистейшей воды. А встречались Ольга Туманян и Микоян в Ереване, в 1953 году, когда последний приехал в Ереван и посетил только что открывшийся музей.
Кстати, именно во время той встречи Ольга Туманян, ничего не боясь и не тушуясь, напрямик спросила Микояна о сыновьях, репрессированных и погибших в конце 1930-ых годов. Тогда Микоян ответил, что не может сказать по этому поводу ничего конкретного.
А речь шла, по-видимому, о реабилитации – она случилась в 1955-ом, но и здесь нужно кое-что уточнить. Факты – вещь упрямая, и если уж мы беремся указывать точные даты и обстоятельства жизни людей, то делать это нужно скрупулезно.
Один из сыновей Туманяна, Артавазд, погиб еще при жизни отца, в 1918 году при обороне Вана. Остальные трое оказались среди жертв сталинских репрессий: Амлика расстреляли летом 1937 года, Арега – почти ровно через год, а Мушег умер от воспаления легких в сибирской ссылке в апреле 1938 года.
Но вернемся в Тбилиси. Дом Туманяна принадлежал ранее Ивану Григорьевичу Шаншиеву (Шаншияну), сыну очень известного в свое время коммерсанта. И библиотека имени Туманяна в Тбилиси находилась вовсе не в этом доме, а на другой улице, под названием Кайшаурская. Та же библиотека, что располагалась здесь, являлась обычной и была пронумерована 13 номером.
Тайна особняка Юзбашева в Тбилиси: что скрывает дом нефтепромышленника-армянина>>
Что касается захоронения сердца поэта, которое до поры до времени хранилось в специальном сосуде в формалине, то обряд провел архиепископ Нерсес Позапалян – в часовне в Дсехе. И никаких ключей от ящичка или шкафчика, в котором хранился этот сосуд, никогда ни у кого не было – ни в Армении, ни в Грузии.
И последнее, что хотелось бы непременно отметить из рассказа Ирмы Рубеновны: никогда Ованес Туманян не изъявлял желания быть похороненным в Грузии. Внучка поэта, чтобы пресечь распространение подобной легенды, опубликовала завещание деда, в котором ясно указывается, что просит он похоронить себя в Армении, на малой родине в Лори.
Другое дело, что исполнить завещание Туманяна в этой части не удалось, по разным причинам, в том числе – вследствие непростой политической обстановки в те годы.
Ирма Рубеновна рассказывала долго и обстоятельно. Она в разное время опубликовала ряд документов и книг, посвященных семье Туманянов – наверное, стоит обращаться за фактами к этим документам и воспоминаниям, записанным очевидцем многих событий, человеком, которому известна достоверная история, не обросшая вымыслами, легендами и позднейшими добавлениями.