Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
В Министерстве обороны Армении рассказали о ходе подготовки контракта на поставки истребителей Су-30СМ из России. Как заявил в субботу исполняющий обязанности министра Давид Тоноян, процесс находится на завершающей стадии. Он подчеркнул, что стороны стремятся к максимальному ускорению подписания соглашения, и сейчас обговаривают последние детали.
При этом, правда, Тоноян добавил, что Армения пока не получила кредит от российской стороны в размере 100 миллионов долларов. Это – военный кредит, и сумма должна быть истрачена на закупку вооружений и техники. Однако глава Минобороны не преминул заметить, что тесно сотрудничает со своим коллегой Сергеем Шойгу, а сотрудники вверенного ему ведомства также постоянно контактируют с коллегами из России.
Заявление министра по истребителям российского производства прозвучало особенно интересно на фоне муссируемой в последнее время информации о том, что уже долгое время (иногда указывалось конкретнее – с мая месяца) в Армению не поступает ни одна единица оружия российского производства. Несомненно, что слова Тонояна в определенной степени можно считать реакцией и ответом на эти сообщения.
Так что, надо полагать, что вести о прекращении оружейных поставок из России в Армению были дезинформацией. Было бы просто замечательно, если бы любая дезинформация опровергалась именно так – практически и по делу.
Армения всерьез взялась за авиацию: чем ей интересны шведские истребители?>>
Теперь о самих поставках. Что именно нужно армии – истребители или, скажем, средства ночного видения, это решать специалистам. Истребители – значит истребители.
С другой стороны, поставку истребителей можно считать серьезной сделкой, в которой разных смыслов, идеологии и политики больше, чем бизнеса – особенно учитывая, что российское вооружение поставляется в Армению по ценам далеко не среднерыночным. И это обстоятельство, кроме опровержения утверждений о приостановке поставок, призвано также ответить тем, кто выражает (обоснованные, в какой-то степени) опасения по поводу некоторого, скажем так, охлаждения армяно-российских отношений.
Кроме того, буквально на днях была, наконец, озвучена обеспокоенность армянской стороны в связи с поставками оружия Азербайджану Минском. С 2016 года Баку приобрел в Беларуси много оружия на большие суммы. Поставки шли по современным системам радиотехнической разведки и зенитно-ракетным комплексам (ЗРК), реализован ряд программ модернизации ракетного парка ПВО. Причем по нескольким программам обновления зенитных вооружений головными исполнителями были непосредственно белорусские предприятия.
Поставки Россией оружия Армении нивелировали превосходство Баку — Евсеев>>
Комментируя заявление о продаже белорусских систем ПВО Азербайджану, и.о. премьер-министр Армении Никол Пашинян недавно сказал, что это не имеет никакого отношения к состоянию армяно-белорусских отношений. Он напомнил, что Беларусь поставила Азербайджану партию реактивных систем залпового огня "Полонез", еще когда генсеком ОДКБ был представитель Армении.
"Наша позиция очень ясна: мы осуждаем такие сделки, рассматриваем эти действия как направленные против национальных интересов Республики Армения, и считаем, что они искажают суть ОДКБ… Мы должны взаимно объясниться", — отметил тогда Пашинян.
В какой-то мере работу над скорейшим осуществлением поставок истребителей можно расценить и как компенсирующий ответ на белорусско-азербайджанское военное сотрудничество, сглаживающий наметившиеся острые углы и темы для дискуссий в рамках ОДКБ и союзнических отношений. И это второй "гуманитарный" аспект субботнего заявления Тонояна.
Кстати, Тоноян сделал еще одно заявление, несколько интригующее. Он добавил, что Москва и Ереван готовятся к совместному мероприятию, при этом не уточнив, о чем конкретно идет речь.
"Сроки мы объявим, как только решатся некоторые вопросы", — сказал и.о. министра обороны Армении.
Армению не удовлетворяют отклики Беларуси в вопросе "Полонезов" - МИД>>
Кажется, не ошибемся, если предположим появление многочисленных версий, в том числе – из "надежных источников", объясняющих, что за "совместное мероприятие" готовится. Посмотрим, кто угадает, и чьи источники окажутся надежнее.