Они своих не бросают: известный исследователь – о судьбах армян и сербов

Шесть веков назад армяне пришли с войском султана Мехмета на Косово поле. Узнав, что привели их воевать против христиан, они, не раздумывая, перешли на сторону сербов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Два маленьких христианских народа, оказавшихся перед стальным прищуром больших держав. Оба эти народа хранили и хранят свою веру. А семью и семейные ценности сербы чтят так же, как и армяне.

Армяне появились на Балканах еще при византийцах. Уже в VI веке здесь создавались армянские отряды в византийской армии. А в XIII веке на сербской земле, недалеко от знаменитого монастыря Витовница, появился армянский памятник.

Уникальный проект в Болгарии: зачем армянин зовет российский МИД во "Двор кириллицы">>

"Находился он по соседству с монастырем, в селе Орешковац. До наших дней он не сохранился, но в монастыре осталась надпись на старославянском и грабаре. Надпись исследовали армянские специалисты: расшифровала Сирарпи Тер-Нерсисян, а изучил историк Барикян", - говорит Бабкен Симонян.

Симонян – писатель, видный исследователь Сербии, автор книг на армянском и сербском языках, почетный консул Сербии в Армении.

Они своих не бросают: известный исследователь – о судьбах армян и сербов

Первые армяне, осевшие здесь, были строителями. Приехали они по приглашению святого Саввы, покровителя сербской земли. В 1230-е годы Савва посетил Палестину и восточно-христианские земли. На обратном пути он побывал в киликийской Армении.

"Увидев наши крепости и храмы, святой Савва очень обрадовался искусству и умениям христианского народа. С собой в Сербию он увез веточку тутового дерева. Он посадил ее во дворе Печской патриархии. Прошло почти восемьсот лет, а это дерево до сих пор плодоносит. Я сам имел счастье и радость это видеть", - рассказывает Симонян. 

С ножами в зубах: "армянские" атаки в боснийской войне

Мы не зря говорили о том, что значит для сербов любовь к своей семье и стране. Святой Савва был младшим сыном князя Стефана. В молодости он ушел в монахи на гору Афон. А когда его братья начали междоусобицу за власть, Савва оставил обитель и вернулся, чтобы примирить их.

Вернувшись после паломничества, Савва пригласил армянских строителей из Киликии, чтобы они помогли строить тут монастыри. В Германии был даже издан труд о влиянии армянской архитектурной традиции на строительство храмов в Моравии, то есть в центральной Сербии.

"Армян на Балканах стало еще больше, когда город был разрушен в результате землетрясения в 1319 году. Монахи-мхитаристы Венеции и Вены писали о прибытии анийцев в Сербию. В 1521 году первые армяне из Ани появились и в Белграде. Они были из рода Аброян, а прозвали их "Белградци". Они считались уважаемыми и влиятельными людьми. Позже армяне пожертвовали средства на строительство колокольни при кафедральном соборе в Эчмиадзине. И, конечно, новая волна переселенцев прибыла в Сербию после Геноцида армян", - рассказывает Симонян.

Чем близки дудук и грайя: в далекой Андорре обсуждают признание Геноцида армян>>

Он рассказал, что в далеком 1389 году войско султана Мурата пришло на сербскую землю. Воевали у султана и армяне, по некоторым источникам – около пяти тысяч.

И даже отуреченные армяне, янычары, узнав, что им предстоит сражаться против христианского народа, оставили стан турок и перешли на сторону сербского князя Лазаря.

"Иди, поплачься армянскому священнику" - болгарское издание раскрыло смысл странной фразы

Тогда же был воздвигнут монастырь Ерменчич. По одному преданию, построили его воины, по другому – монахи. В первоначальном виде монастырь не сохранился. Турки не раз его разрушали, а сербы – всякий раз восстанавливали. Стоит он до сих пор. Сюда приходят на молитвы и праздники и жители расположенного неподалеку города Сокобаньа. Особенно – 26 июля, на праздник архангела Гавриила. А с тех далеких лет в Сербии осталось женское имя Эрменка (Jерменка).

После 1915 года армяне приехали в Сербию, которая вскоре стала Югославией. В основном они селились в Сербии и Македонии.

"Здесь всегда были известные мастера, ювелиры, врачи, а также политики, деятели искусства. А многие армяне были непревзойденными торговцами кофе. Когда 30-40 лет назад я беседовал с пожилыми сербами, они всегда говорили мне, что самый лучший кофе они покупали у армян, потому что те никогда не обманывали", - рассказывает Симонян.

Как простой телеграфист Саваджян одурачил турецкого пашу и спас от гибели город>>

Армян здесь было немного – меньше, чем в России или Америке, или в соседних Болгарии и Румынии. Но они и теперь живут здесь – даже после того, как цветущую Югославию развалили, а на Белград направили самолеты НАТО.

"Не считая СССР, армия Югославии была четвертой по силе в Европе, после британской, французской и немецкой. Но после распада СССР Западу было невыгодно, чтобы на Балканах оставалось мощное государство. И они решили развалить страну, вбивая клин между ее народами. Между тем, сербы, хорваты и боснийцы – это один народ. Просто хорваты перешли в католичество, а боснийцев отуречили. А у черногорцев даже вера та же, что у сербов. Здесь говорить о разных народах так же абсурдно" – убежден исследователь.

Тонких дел мастера, или Почему армяне Златоуста "не просто община, а находка"

По его мнению, нынешнее руководство Черногории пытается вбить клин между двумя ветвями сербского народа. И все-таки в Черногории очень много людей, твердых в своей правде: они знают и помнят свое происхождение, убежден Симонян.

"Среди армян, живших в Белграде, есть человек, имя которого с гордостью произносят все наши соотечественники. Это – Согомон Тейлирян. С 1898 года здесь жил его отец, продававший кофе. После своего оправдания в Берлине, Тейлирян вернулся в Сербию - сначала в Вальево, потом в Белград", - говорит Симонян.

Ему, всю жизнь исследующему историю армян в Сербии, довелось познакомиться с детьми Тейлиряна – Шагеном и Завеном. Первый ушел из жизни несколько лет назад, второй жив до сих пор, ему около 90 лет.

"Они рассказывали, что близкий друг их отца, Ваан Минахорян, записывал его воспоминания, а на следующий день приносил и читал. Тейлирян всегда их поправлял, убирая похвалы и превосходные степени. Однажды дети спросили отца, почему тот сам не написал воспоминаний. Отец ответил: "Не хочу видеть себя на пьедестале", - говорит Симонян.

Как почетный гражданин Еревана сделал из англиканской церкви в Лондоне армянскую>>

11 декабря 2018 года исполнится 30 лет со дня трагедии. Через четыре дня после трагического землетрясения в Спитаке югославский гуманитарный рейс стал одним из первых из-за пределов Советского Союза, поспешивших в разрушенные города и села Армении. Когда самолет шел на посадку, он разбился. Погиб его экипаж – семь летчиков.

"Воевать за турок против сербов? Никогда!" - О неизменном кредо армян на Балканах

"В те дни я был в Югославии, на конгрессе переводчиков. На улице я вижу знакомого, со слезами на глазах. Он рассказывает мне о том, что случилось. Все последующие дни я ловил новости по телевидению, где показывали разрушенные дома и погибших людей. А 11 декабря я подхожу к газетному киоску и вижу – на газетных страницах черные рамы. Белград недаром так зовется. Это белый город, город света и улыбок. А в тот день все были в трауре", - вспоминает Симонян.

В прошлом году писатель побывал в министерстве обороны Сербии, где обсудил поездку в Армению членов семей летчиков. Об их поездке и приеме позаботится министерство обороны Армении. Подвиг этих людей не должен быть забыт.

Армяне не бросали своих и в 1389 году на Косовом поле, и в 1944-м, когда в рядах Красной Армии освобождали Югославию от нацизма. Позже, в 1988-м, не бросили своих и сербские летчики, отдав все, что могли.