ЕРЕВАН, 12 мар — Sputnik, Арам Гарегинян. В судьбоносный для сербов миг, в 1389 году, на Косовом поле оказались армяне. Не по своей воле: их пригнал в разноплеменном войске турецкий султан Мурат. Когда армяне узнали, что воевать их привели против христиан, они решили: "не бывать тому!". И перешли на сторону сербов. У целебных источников Сокобани они в 1392 году построили монастырь Михаила Архангела, который и поныне в народе называют Ерменчич. Так гласит народное предание.
Хоть это и легенда, но очень похожая на правду. Сербские исследователи, которые пишут о связях двух народов, цитируют ее почти всегда – в том числе специалисты музея города Нови-Сад, не так давно издавшие книгу об армянской общине (автор книги – искусствовед Лиляна Лазич).
Армянских следов и правда немало. В монастыре Витовница сохранилась сербско-армянская надпись еще XIII века. А в нескольких других храмах изображен лик Григория Просветителя.
Армяне не покинули эти места и тогда, когда они все же попали под власть турок. Прижились они и здесь. Турецкие власти даровали им привилегии в торговле с Австрией.
Пей шербет, дорогой!
Упоминания об армянах оставили и европейцы. Один из них — британский врач Эдвард Браун, который в 1660-е годы побывал на Балканах и в Греции. О приезде в Белград он пишет: "Мы остановились в доме у армян, где нас прекрасно приняли. Мы посетили много и других семей, которые построили себе хорошие дома. В одном был фонтан, красивый бассейн и печи. Там мы вдоволь угощались кофе, шербетом и прекрасными винами, которые предлагает соседняя страна (Венгрия — ред). Эти армяне рассеяны по местам торговли, а в Белграде имеют церковь. Покупать у них, кажется, более надежно, чем у других торговцев", — пишет он.
Как простой телеграфист Саваджян одурачил турецкого пашу и спас от гибели город>>
Церковь, о которой упоминал Браун, действительно существовала. Здесь армянским купцам удалось добыть у турок и свободу вероисповедания.
Скорее всего, там же было и кладбище. Во всяком случае, на месте церкви сохранились несколько надгробий. Армянские надписи на них в 90-е годы впервые расшифровал выдающийся исследователь-сербист, писатель и поэт Бабкен Симонян.
В 1717 году Белград перешел к австрийцам. При них льготы получили армяне-католики (в том числе новый орден мхитаристов). Для них выделили турецкую мечеть Зейнаддин-аги, которую превратили в церковь.
За твой "хатр": как армянин подарил Италии грамматику, а Болгарии — Данте>>
Когда в конце 1730-х город вернулся к туркам, армяне-католики переселились на новую австро-турецкую границу, в Нови-Сад.
Спокойная жизнь
Здесь "купцы из Турции" (греки, армяне, аромуны — народ, проживающий в южной части Балкан) получили даже больше привилегий, чем австрийские. Пошлину на завоз товаров из Турции (хлопка, табака, сахара, кофе) они платили всего 3%, тогда как местные торговцы — 8%. Австрийским купцам и чиновникам не нравилось и то, что в Турцию увозили на продажу золотые талеры (где они высоко ценились). Запреты раз за разом обходились.
В Нови-Саде армянским купцам приглянулись и плодородные равнины области Бачка. Тут армяне начали покупать земельные угодья. Сохранились и имена некоторых владельцев – это семьи венгерских магнатов армянского происхождения: Киш, Лазар, Карачоньи.
А затем армянам разрешили взять на откуп питейные дома в Бачке. А с ними — много пашен, рыбных угодий и лесов. Местные жители начали жаловаться: армяне запрещают местным не только продавать, но и делать для дома вино и ракию (балканский крепкий алкогольный напиток, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов). На купленных угодьях местным запрещалось пасти скот и ловить рыбу.
Цари и сапожники: как армянская династия правила в Болгарии>>
После десятков судебных жалоб, императрица Мария Терезия запретила армянам продавать алкоголь вне питейных домов, а также ограничила торговлю турецкими товарами.
И крутой поворот
В 19-м веке значение Балкан как торгового пути сократилось. Часть зажиточных армян уехала в другие страны, а часть к тому времени уже слилась с местными.
Кто нам платит, чтобы мы забыли о братстве с армянами – сербское издание>>
Но началась новая страница истории армян в Сербии. В череде восстаний против турок, армяне выковали сербам новое оружие — литеры новой сербской письменности, основал которую Вук Стефанович Караджич. Многочисленные книги просветителя – грамматику, словарь, сборники народных песен – печатали армянские монахи-мхитаристы из Вены. Но это уже другая история, к которой мы еще вернемся.
Разборка по "армянским понятиям" в Пловдиве: "блатным" кодексом болгар не удивишь>>