ЕРЕВАН, 25 дек — Sputnik. Генеральный директор "Южно-Кавказской железной дороги" Сергей Валько в эксклюзивном интервью Sputnik Армения прокомментировал ситуацию с перевозкой пшеницы, а также медной руды (из-за временного закрытия Техутского медного рудника). Еще один приоритетный для Армении проект – это новые рейсы парома через Черное море, как альтернатива трассе через Верхний Ларс, загруженной транспортом и подверженной снежным заносам.
В ЮКЖД никогда не допускалось задержек зарплат – гендиректор>>
– Сергей Геннадьевич, в январе-ноябре 2018 года на ЮКЖД зарегистрирован рост пассажирских и грузовых перевозок. Расширилась ли грузовая база, номенклатура грузов, перевозимых ЮКЖД?
– По итогам 11 месяцев 2018 года зарегистрирован рост грузоперевозок по железной дороге на 11% или 264 тысячи тонн в абсолютном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Перевозки в экспортном сообщении увеличились на 18,4% (больше на 63,5 тысячи тонн) в основном за счет увеличения объемов экспорта медного концентрата.
В местном сообщении мы имеем рост объемов, по сравнению с прошлым годом, на 22,5% или на 288,9 тысячи тонн за счет погрузки по номенклатурным группам промышленного сырья. В частности, зафиксирован рост перевозок известняка и перлита, а также руды с Сотского месторождения. Однако в импортном сообщении имеется спад – и по металлическим изделиям, и по прочим товарам.
– В последнее время много говорится о том, что автотранспорт "перехватил" у железной дороги перевозку зерновых. Происходил ли такой отток грузов в предыдущие годы, и может ли теперь железная дорога предложить более конкурентные условия?
– Переход зерновых грузов с железной дороги на автомобильный транспорт начался с 2013 года. В текущем году по ЮКЖД было перевезено всего 36 тысяч тонн зерновых. Как вы знаете, в этом году наши грузинские партнеры заявили о намерении запретить автотранспортные перевозки зерновых.
За десять лет инвестиции в железнодорожную сферу Армении превысили $230 млн – замглавы РЖД>>
Для повышения конкурентоспособности перевозок по железной дороге мы предложили хозяйствующим субъектам 50%-ю скидку на перевозку зерновых. Аналогичную скидку обещала применить и компания "Грузинские железные дороги". Однако в Тбилиси решение этого вопроса перенесли на 2019 год. В ЮКЖД готовы к перевозке зерновых и готовы проводить гибкую тарифную политику в этом вопросе.
– Есть ли опасность сокращения грузопотока из-за остановки работы на медеплавильном заводе в Алаверди и рудника в Техуте?
– Естественно, эта ситуация напрямую связана с недополучением грузов. В 2017 году объем грузоперевозок для компании "Армениан Копр Программ" составил порядка 28,5 тысячи тонн, в 2018 году планировался объем в 23 тысячи тонн. Но в результате остановки производства и сокращения грузопотока по части черновой меди и кварца, объем перевозок составил 15 тысяч тонн. Эти потери приходится компенсировать за счет увеличения перевозок по другим видам грузов.
В Армении наращивают объемы перевозки руды: ЮКЖД и GeoProMining Gold заключили договор>>
– Правоохранительные органы пока не выдвинули ЮКЖД официальных обвинений в неуплате налогов или хищении государственных средств. Ежегодный аудит компании проводит известная аудиторская компания PWC. Кроме того, в совет директоров ЮКЖД входит замминистра транспорта. Не стали ли эти аргументы достаточно убедительными для следствия?
- Пока идет следствие, я воздержусь от комментариев по данному вопросу. Однако хочу отметить, что ни одного государственного драма компания в своей хозяйственной или инвестиционной деятельности никогда не использовала.
– Есть ли угроза закрытия паромной линии между Поти и портом Кавказ? Как часто сейчас ходит паром, и можно ли увеличить частоту рейсов, учитывая постоянные риски снежных заносов на перевале Верхний Ларс?
– Паромная переправа Поти-Кавказ продолжает действовать. И здесь необходимо уточнить, что распространенное в СМИ мнение, будто ЮКЖД или РЖД являются собственником парома, неверное.
ЮКЖД неоднократно заявляла о готовности оказывать услуги по организации перевозок с использованием паромной переправы на данном направлении. Вопрос лишь в стоимости перевозок, по какой цене предоставляется услуга. При наличии спроса мы готовы обеспечить перевозку грузов.
Принципиальное решение мы видим в частно-государственном партнерстве, о чем заявляли и в предыдущие годы. Консультации с министерством транспорта, связи и ИТ, а также с частными организациями уже проводились. Понимание решения у всех сторон одинаковое. В основе любой хозяйственной деятельности лежит экономика. Но переправа Поти-Кавказ не лишена и стратегической важности в диверсификации путей сообщения между Арменией и странами ЕАЭС. И если экономическая составляющая находится в центре внимания частных компаний, то стратегическая значимость должна быть в центре внимания и усилий государства. Будем и дальше работать в этом направлении.
Справка: ЮКЖД – дочерняя компания "Российских железных дорог", управляющая железной дорогой Армении по концессионному договору.