Список наград Кирилла Щелкина стоит того, чтобы его воспроизвести: трижды Герой социалистического труда, четыре ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, и это не считая Сталинской и Ленинской премий и, разумеется, бесчисленных медалей.
Щелкин вошел в историю советской науки, как один из создателей атомной бомбы, первый научный руководитель и главный конструктор ядерного центра Челябинск-70. Засекреченный насквозь, охраняемый не хуже генсека, Щелкин расписался в обычной ведомости за получение РДС-1 – за "реактивный двигатель специальный", а если без иносказаний, то за атомную бомбу.
Говорят, когда Сталину доложили об успешных испытаниях на полигоне в Семипалатинске, вождь проворчал что-то вроде того, что успели, слава богу, ведь еще немного – и попробовали бы чужую бомбу на себе. Правда это или легенда, не так уж важно, но создание этого самого РДС-1 действительно сохранило мир на планете.
Почему? А очень просто – никакие переговоры-разговоры-увещевания, никакая "борьба за мир во всем мире" ничего не стоили тогда и не стоят сейчас, если бы СССР не создал оружие, способное накрыть и Европу, и Северную Америку так, что там тысячу лет трава бы не росла. Иначе трава бы не росла на всей территории СССР – тысячу лет. Только и исключительно неизбежность получения адекватного ответа остановила Запад от повторения японского опыта Хиросимы.
Открытия армян вошли в топ-10 достижений российской науки>>
Так что, в числе других блистательных ученых, именно Кириллу Щелкину, Артему Алиханяну, Самвелу Кочарянцу должны мы сказать спасибо, что мы вообще есть, можем устраивать "бархатные революции" и писать благоглупости в социальных сетях. Всего этого вполне могло бы и не быть.
Однако – Щелкин. Одной бомбой дело не ограничилось, были новые испытания и новое оружие. В третий раз Героем соцтруда он стал за создание термоядерной бомбы, испытанной 12 августа 1953 года. Пошли дачи и автомашины, возможность обучения детей в любом вузе страны на выбор, награды одна за другой.
В то время физики-атомщики шутили, что Героя соцтруда дают тем, кому в случае провала испытаний гарантирован расстрел, орден Ленина – тем, кто сядет на максимальный срок, и так далее по нисходящей. Но не было провалов, и репрессивных мер до поры до времени к Щелкину и другим ученым не применяли.
Курчатов умер в 1960 году, а вскоре человечество оказалось на грани мировой войны, и ряд советских ученых, прекрасно знавших возможности созданных ими бомб, выступили с предостережением и советом: ограничиться зарядами лишь малой мощности, для сдерживания и паритета, они указывали на гарантированную фатальность применения крупных зарядов.
Их в мире двое – Сиборг и Оганесян: как открывали "армянский" элемент таблицы Менделеева>>
Из-за этих ли выступлений или же по иной причине, но Щелкина постепенно "убрали" из научных институтов, закрыв ему доступ к разработкам – пути Хрущева неисповедимы, равно как и посещавшие его мысли. Отодвинутый, но не забытый, Щелкин, тем не менее, воспринял произошедшее близко к сердцу, а оно и без стрессов было больным. Кирилл Щелкин ушел из жизни в 1968 году, в неполные 58 лет.
Существует версия, что настоящее имя Кирилла Ивановича Щелкина – Киракос Оганесович Метаксян. Никаких документальных подтверждений этой версии не существует, но с легкой руки нескольких биографов и журналистов она появилась и ходила по страницам ряда изданий.
Однако то, что Щелкин (как ни странно, кстати, так и не ставший академиком при всех своих заслугах) был на самом деле армянином, опровергают и сами армянские источники. Да и не так уж это и важно, на самом деле.
… Первый заместитель главного конструктора КБ-11 Кирилл Щелкин принял под расписку первую советскую атомную бомбу, руководил ее подъемом на башню полигона в Семипалатинске, лично установил первый капсюль-детонатор и проконтролировал установку остальных. Он спустился вниз последним из всей команды и опечатал вход в башню.
И был взрыв. Взрыв, обеспечивший на тот момент мир во всем мире.