Обострение между Ираном и ЕС: как американцы умело играют дубинкой, кнутом да пряником

В плане противостояния с Ираном Соединенные Штаты исходят исключительно из собственных геополитических соображений и интересов. И в этом плане давление на союзника в лице ЕС полностью оправдано.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Ухудшения взаимоотношений Ирана и Евросоюза после новогодних праздников следовало ожидать. Ведь тот самый финансовый механизм, который собирались разработать в Брюсселе для того, чтобы европейский бизнес имел возможность обойти американские санкции против Ирана, так и не был создан.

От европейцев обещанного финансового механизма Иран пока не дождался

Правда, глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини на днях, уже после новогодних праздников, еще раз заявила, что этот самый механизм специального назначения (Special Purpose Vehicle — SPV) почти что готов и вскорости будет запущен.

Иран, Израиль и Сирия вкупе с курдами и турками: Болтон расхлебывает заваренную шефом кашу

Однако Тегеран, как и следовало ожидать, отнесся к заявлению высокопоставленного чиновника из Евросоюза с прохладцей. Оно и понятно – разговоры о разработке и внедрении SPV идут уже который месяц, а воз, как говорится, и ныне там. Хотя еще осенью было сказано, что над проектом работают министры финансов ведущих европейских стран.

Ну а к этому остается добавить лишь заявление американского министра финансов Стивена Мнучина, весьма четко выразившего позицию США касательно того, что этот механизм станет мишенью жестких санкций со стороны Вашингтона.

Вот и становится понятным, почему иранцы перестали верить в то, что европейские партнеры действительно пытаются наладить этот механизм.

Скорее, уверены в Тегеране, руководство Евросоюза всего лишь делает вид, что пытается наладить этот финансовый механизм. Пытаются тем самым предотвратить резкие телодвижения со стороны Тегерана, который, по большому счету, действительно может и сам выйти из ядерного соглашения. А на самом же деле европейцы вряд ли пойдут на то, чтобы разгневать своего заокеанского партнера.

Иран намерен пересмотреть сотрудничество с ЕС в сфере безопасности – СМИ>>

Ну и самое главное: говоря о европейцах, необходимо понимать разницу между руководящими структурами Евросоюза и руководством развитых европейских стран. Если брюссельская администрация еще способна пойти на конфронтацию с США, то взятые по отдельности, скажем, Германия, Франция, Италия или Испания – вряд ли.

Кнут и пряник для европейцев в руках Вашингтона

Понимают это и в Вашингтоне, и видимо поэтому, уже при президенте Дональде Трампе американцы делают все возможное, чтобы принизить роль руководства такой наднациональной структуры, как Евросоюз.

В сенате США заблокировали новые санкции против России, Ирана и Сирии

Дело дошло до того, что буквально на днях американцы попросту взяли и понизили статус ЕС до уровня исключительно международной организации. И даже не проинформировали руководство Евросоюза о своем решении.

Фактически получается так, что в США отныне относятся к Евросоюзу приблизительно так, как, например, к ОБСЕ или ООН – то есть всего лишь как к международной организации. И неважно, что европейские государства передали ЕС часть своих полномочий, что там есть собственная валюта, правительство, парламент.

Соединенным Штатам невыгодно считаться с позицией Евросоюза, когда речь идет об отношении собирательного Запада к Ирану. В Вашингтоне великолепно понимают, что по отдельности европейские страны не могли бы противостоять натиску своих заокеанских партнеров. И что их было бы гораздо легче склонить к тому, чтобы они безоговорочно присоединились бы к антииранским санкциям, которыми Вашингтон, точно дубинкой, размахивает над головой европейцев.

Вашингтон не раз предлагал Тегерану начать переговоры – секретарь Совбеза Ирана>>

С другой стороны, американцы прибегают не только к методу кнута, но и к методу пряника. Так случилось на днях, когда госсекретарь США Майк Помпео вдруг ни с того ни с сего рассыпался в похвалах в адрес Евросоюза, когда стало известно, что европейцы усиливают конкретные, адресные санкции против иранских граждан и министерства информации и национальной безопасности Ирана.

Год был сложным для Ирана, но для Армении вырисовываются хорошие перспективы — Восканян

Интересно, что эти санкции не имеют никакой связи с санкциями, от которых европейцы отказались тогда, когда было подписано знаменитое иранское "ядерное" соглашение.

Не связано они и с нынешними жесткими антииранскими санкциями, к которым прибегли Соединенные Штаты после того, как в одностороннем порядке вышли из "ядерного" договора. Причем, нелишне напомнить, что с этими санкциями не согласны и сами европейцы, которые делают все возможное, чтобы это соглашение сохранить.

Санкционный черный список, о котором идет речь, был составлен в 2001 году, когда европейцы обвиняли Иран в организации терактов против европейцев иранского происхождения. Сейчас этот список попросту пополнился еще двумя юридическими лицами и одной государственной структурой.

Пойдет ли Эрдоган против России и Ирана? Политика Турции за века не изменилась>>

История с санкциями, которые вводят европейцы против Ирана, на самом деле достаточно спорная. И разбираться в том, действительно ли иранское ведомство по разведке и безопасности организовывало покушение на оппозиционеров, выступающих против нынешнего руководства страны, должны европейские следователи и юристы.

Ближний Восток – дело тонкое: какие победы одержал Иран в геополитическом закулисье

Однако американский госсекретарь Помпео, равно как и западные масс-медиа, не вдаваясь в эти тонкости, случившееся представили иначе. И получилось так, что Евросоюз постепенно попадает под влияние Соединенных Штатов и также усиливает санкционное давление на Иран.

Тегеран, конечно же, на решение Совета ЕС огрызнулся, обещав принять соответствующие контрмеры, поскольку "обвинения в организации покушения на лидеров иранской оппозиции беспочвенны" . А на самом деле и иранцам есть чем ответить.

Тегеран уже давно обвиняет европейцев в том, что те укрывают на своей территории членов Организации моджахедов иранского народа, которых Тегеран официально считает террористической организацией. Буквально на днях об этом говорил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

Как бы то ни было, уже очевидно одно: на фоне жесткой политики, которую ведут против Ирана Соединенные Штаты, подобная история, хоть и не имеющая отношения к геополитическому противостоянию Тегерана и Вашингтона, неприятна как европейцев, так и для иранцев. И более чем выгодна именно для американцев. Кажется, этим сказано все.