ЕРЕВАН, 6 янв — Sputnik, Ашот Сафарян. Уходящий год заставляет бросить ретроспективный взгляд на то, как развивались отношения Армении с важным игроком в регионе и просто дружественным соседом – Ираном.
При всем нежелании повторять ставшую дурным тоном фразу из официальных пресс-релизов, сотрудничество двух стран в реальности имеет громадный потенциал. Насколько этот потенциал использовался в текущем году, к чему пришли стороны и чего ждать в новом году, мы попытались разобраться с помощью заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардана Восканяна.
Наш собеседник считает, что в целом после смены власти в Армении в силу объективных причин была взята некоторая пауза в отношениях с Ираном. В Армении формировалась новая власть, к тому же для Ирана стояла задача понять произошедшие у северного соседа перемены.
Но ситуацию очень скоро удалось выправить, о чем свидетельствует довольно теплая встреча премьера Никола Пашиняна с президентом Ирана Хасаном Роухани на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Или дело в Иране? Уход американских нефтяных гигантов касается не только Азербайджана>>
"На встрече был намечен ряд ключевых, на мой взгляд, направлений сотрудничества. Для Армении было важно, например, то, что иранская сторона по-прежнему рассматривает нас в качестве важного звена в создании транспортного коридора Персидский залив-Черное море. Данный месседж Ирана имеет серьезное геополитические значение для Еревана на фоне закрытых границ с Турцией и Азербайджаном", — сказал Восканян.
Уходящий год ознаменовался новой фазой санкционного давления на Иран со стороны США. Последствия введения санкций против ИРИ могут ощутить и экономические партнеры Тегерана. В этих условиях руководство Армении неоднократно давало понять, что пересматривать отношения с ближайшим соседом из-за санкций не будет.
Восканян в этой связи считает, что перед Арменией вырисовываются интересные перспективы для экономического взаимодействия с иранской стороной. Столь конструктивная риторика армянского руководства должна быть конвертирована в практические действия.
"Думаю, в новом году нужно придать новый импульс реализации начатых ранее программ. Это коммуникации, как уже выше отмечалось, возможность связать Персидский залив с Черным морем по территории Армении, это, конечно же энергетика. В частности, строительство третьей ЛЭП Армения-Иран позволит нам утроить объемы поставок иранского газа в Армению. Также предстоит дать второе дыхание проекту строительства ГЭС на реке Аракс. Всеми этими проектами нужно заниматься всерьез, тем более что Иран сам готов работать над ними", — добавил эксперт.
В будущем стороны должны активизировать совместную работу на площадке Мегринской свободной экономической зоны на армяно-иранской границе.
В политической плоскости серьезным посланием Тегерану станет визит армянского премьера в ИРИ. В мае 2018 года, после смены власти в Армении, новый премьер первый официальный визит нанес в Грузию. Восканян полагает, что было бы вполне логично, если бы в этот раз аналогичный визит состоялся в Иран.
Иран в конфликте с США повышает ставки, или Как Тегеран "дергает тигра за усы">>
Напомним, что товарооборот Армении и Ирана занимает сейчас 4-5% во внешней торговле Еревана. В 2017 году он составил 263 миллиона долларов. Из них, экспорт из Армении составил 30,5 миллиона долларов. Однако в большинстве он состоит из электроэнергии (поставляется по бартеру в обмен на газ, в денежном выражении составляет около 25 миллионов) и баранины (около 2,7 миллиона).