Как выпустить пар "народным массам" в Армении, или Карт-бланш на вседозволенность

Понятие о том, что демократия позволяет, а что отвергает, в армянском обществе, в основном, еще не сложилось. Совершенно неправильное видение "демократических процессов" в качестве карт-бланша на вседозволенность имеет мало общего с теми условиями, в которых живут страны, называемые "западными демократиями".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Митинговые, "уличные" попытки решения проблем в Армении уже давно в порядке вещей. Столица страны может быть парализована неделями, когда, например, идут протесты против роста тарифов на электроэнергию или происходит "бархатная революция". Вооруженная группа может захватить территорию полка, и опять же неделями с ней будут вестись переговоры, а в скором времени эта группа выходит на свободу по амнистии ли, по изменению ли меры пресечения...

Трое и Пашинян: Time провозгласил премьера Армении крестоносцем демократии

Для нас подобные долгоиграющие протесты стали нормой, власти Армении всегда позволяли демонстрантам многое из того, что мгновенно бы пресеклось в столь любимых многими из этих демонстрантов западных странах. Тут вот попалась на глаза статья известного журналиста Виктора Мараховского – полностью ее прочитать можно здесь, а приведена будет только небольшая цитата.

"Многие… в недоумении по поводу новостей из-за границы. Премьер-министр Франции пообещал ужесточить наказание за участие в несанкционированных митингах, и публика узнала:

— что с начала протестов "желтых жилетов" во Франции арестованы почти шесть тысяч человек, а более тысячи осуждены на тюремные сроки;

— что за организацию несогласованной акции французу полагается на первый раз полгода тюрьмы и штраф в 7,5 тысяч евро, а в случае рецидива — год тюрьмы и штраф в 15 тысяч евро (при средней французской зарплате в 2,25 тысячи евро)".

Шармазанов о митингах в Ереване: нельзя путать демократию с анархией>>

По словам Мараховского, практически во всех передовых демократиях законодательство в отношении "майданов" быстрое и безжалостное, поскольку нормальная западная демократия построена на балансе интересов элит, каждая из которых владеет пакетом доверия от части общества (при этом никто не владеет его контрольным пакетом).

Слишком много амнистий: быть законопослушным в Армении невыгодно?

"При таких правилах игры выводить на улицы массы, готовые к насилию, — дикое преступление и нарушение конвенции. Поэтому всех, кто к этому склонен, метят на ранней стадии и весьма быстро выбрасывают не то что из политического процесса, но и просто из полноценной жизни на дно общества", - пишет автор статьи. 

Конечно, Мараховский писал для российской аудитории, но все это вполне применимо и для армянской почвы. Кто из нас когда-нибудь слышал о сколь-нибудь серьезных мерах, хотя бы просто административных, по отношению к инициаторам долгих массовых протестов?

А ведь страшно подумать, что произошло бы в той же Франции, если бы там вооруженные люди захватили полицейскую территорию, где есть оружие, да еще с жертвами из числа правоохранителей при исполнении. Вряд ли будет большим преувеличением предположить, что либо захватчики бы сдались подобру-поздорову через пару часов, либо вся территория была бы сожжена из огнеметов, возможно даже вместе с заложниками, а с террористами уж точно.

Или представить, что в Нью-Йорке неделями перекрыты центральные стриты и авеню. Вернее, это невозможно представить, ибо не то, что до недель, до 24 часов бы дело не дошло, и реакция властей была бы гораздо жестче, чем можно себе представить в сердобольном Ереване.

Резкий рост числа ДТП, или Чем расплачивается Армения за революционный популизм>>

Отечественные власти приучили нас к тому, что протестовать можно сколь угодно долго и по любому, даже самому бредовому поводу. И есть основания полагать, что протесты, которые рядовые и простодушные их участники наивно считают "народными", давно уже приспособлены под инструмент в руках властей – любых властей, что ушедших, что пришедших, что тех, кто еще только в проекте. На самый худой конец протесты позволят выпустить пар "народным массам", тоже ведь результат.

"Не надо кричать": Пашинян призвал своих сторонников прекратить перекрывать дороги

Вот так, например, и случается перекрытые дороги против судебного (!) решения об изменении меры пресечения, скажем, Манвелу Григоряну. Протестующие считают суд инстанцией, подвластной им, обязанной им подчиняться, а себя считают вправе перекрывать дорогу на аэропорт, грозя параличом уже не столице, а стране.

Позволю себе еще раз обратиться к Мараховскому. Находясь в бесконечном потоке самой разной информации, говорит он, человек "отращивает" себе своеобразные "фильтры", пропускающие только ту информацию, которую он считает нужной и полезной. Это, возможно, спасает от сумасшествия, но неминуемо порождает у индивидуума искаженную картину мира, искривленную в сторону собственных представлений, такую, в которой ему максимально комфортно.

Вся отфильтрованная таким образом информация "оказывается глубоко однобокой, служит подпиранию и укреплению иллюзий. А иллюзия, разделяемая многими, в критический момент может стать боевым коллективным бредом — и тогда обществу не позавидуешь". Это теоретизирует Мараховский, а мы испытали на практике совсем недавно.

Так что свободы поорать и попротестовать у человека намного больше, например, в Армении, чем в идеализируемой кем-то Европе и Северной Америке, тут мы этим самым демократиям сто очков вперед дадим.

Никол Пашинян призвал прекратить все протестные акции и объяснил, почему>>

Но справедливости ради нужно отметить: что позволено Юпитеру, не позволено "простолюдинам". Жесткий разгон митинга, возможно с жертвами, нормален для западных стран, никто и никогда их за это осуждать не будет – только попробуй у них там перекрыть дороги к аэропорту Хитроу. А разгони идентичный митинг у нас – мигом набегут с того же Запада всякие артистки и рокеры, защитники прав человеков, международные организации, соответствующие СМИ поднимут вой до небес.

И это нормально, поскольку уже давно нормальным стало использование двойных, а то и тройных стандартов и в межгосударственных, и в межличностных отношениях.