Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Снижение объемов грузинских международных грузоперевозок (в том числе в Армению), не может не беспокоить власти страны, которые пытаются задействовать механизмы по повышению привлекательности своих портов.
В частности, по данным Центра исследования транспортного коридора, поставки грузов по железной дороге за 2012-2017 год из Грузии в Армению сократились на 43%, составив 0,8 миллионов тонн вместо прежних 1,4 миллиона тонн.
Такая динамика обусловлена рядом объективных и субъективных причин, которые пытается решить Тбилиси — и не без помощи Еревана. Очередная такая попытка была предпринята летом-осенью 2018 года.
Армянское вино "подвинуло" грузинское? Что виноделы обсуждали с Пашиняном>>
Тогда Тбилиси хотел наложить запрет на транспортировку пшеницы по своей территории автомобильным путем, однако после бунта своих же перевозчиков перенес запрет на год.
Почему пшеница?
Львиная доля пшеницы и кукурузы из России в Армению раньше доставлялась как раз по железной дороге. Пшеницу из порта Поти грузили в вагоны — и в Ереван. Сегодня ситуация изменилась — поставки в основном осуществляются автомобильным путем.
"Это один из ключевых факторов, влияющих на снижение объемов перевозок грузов из Грузии в Армению железнодорожным путем. С этим было связано решение властей "вернуть пшеницу на рельсы", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили.
Однако официальный Тбилиси неоднократно отмечал, что главная цель инициативы – разгрузить КПП "Верхний Ларс" и продлить срок службы дорог.
Цагареишвили же уверен, что по истечении срока (1 октября 2019) власти не должны вводить запрет на перевозку зерна автомобильным путем, а четко прописать технические требования.
Также следует разобраться, как все должно работать с минимальным ущербом в первую очередь для самой Грузии. Ведь за каждый груженный зерном трейлер перевозчики, доставляющие товар в Армению, платят Агентству наземного транспорта Грузии 200 лари (около 76 долларов).
Отказываясь от автомобильных перевозок государство, по сути, отказывается и от прибыли.
Take away по-армянски: чем модные кафе-трейлеры в Ереване мешают мэрии?>>
Вместо радикальных мер властям Грузии следует ввести регуляции в отношении перевозчиков, обновить парк трейлеров, на которых как в Грузию, так и Армению завозят пшеницу, установить четкие ограничения на вес грузовых автомобилей с тем, чтобы максимально обеспечить сохранность дорог.
А иранский порт?
По мнению Цагареишвили, на снижение грузопотока в свое время повлияла также активизация иранского направления. Дело в том, что до ужесточения санкций США армянские перевозчики активно пользовались портом Бендер-Аббас для поставок товаров контейнерами из Китая и других стран в Армению через Иран.
"Был период, когда контейнерные товары практически не поступали в порт Поти, что также повлияло на поставки", — сказал Цагареишвили.
Порт Бендер-Аббас действительно мог бы быть отдушиной для армянских импортеров, если бы не санкции США. Директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян считает Иран отличной альтернативой.
"Например, из Китая в порт Бендер-Аббас мы можем привезти товар контейнерами за 18 дней, а в порт Поти — за 35. Раньше мы привозили в иранский порт, и уже фурами поставляли груз в Армению", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Аракелян.
Однако после введения санкций, корабельные и страховые компании просто не хотят связываться с иранским портом. При этом перевозчики не могут даже анонимно поставлять грузы в иранский порт. Заказчик требует специальный документ, в котором прописано, что его товар не будет перевозиться через территорию Ирана.