ЕРЕВАН, 7 фев — Sputnik, Лаура Саркисян. Ереван и на этот раз остался без альтернативы дороге через КПП "Верхний Ларс". Об этом можно судить уже по первым сообщениям об итогах переговоров представителей Грузии и России.
После заявления замминистра иностранных дел России Григория Карасина о первой встрече в трехстороннем формате представителей Грузии, России и швейцарской компании SGS, ряд экспертов в Тбилиси и Ереване высказали мнение, что проблема "Верхнего Ларса" будет решена до конца февраля. Говорилось чуть ли не об открытии альтернативного маршрута через Южную Осетию – Транскам.
В Тбилиси оппозиционные силы и вовсе выступили с резкой критикой в адрес действующих властей, обвинив их в том, что, согласившись открыть этот маршрут, они фактически признают независимость Абхазии и Южной Осетии.
На деле же все вышло иначе. Спецпредставитель премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураб Абашидзе в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил некоторый прогресс, связанный с обсуждением российско-грузинского соглашения от 2011 года "О механизмах таможенного администрирования и основных принципах мониторинга товаров".
"Можно сказать, что в рамках встречи сделан первый совместный шаг", - коротко сказал Абашидзе.
Он отметил, что ему больше нечего добавить к тому, что уже сказано в заявлениях Тбилиси и Москвы.
Блестящая альтернатива Ларсу: что поможет вовремя доставлять армянские грузы в Россию>>
В частности, в распространенном министерством иностранных дел России сообщении отмечается, что в рамках первой встречи было принято решение о создании рабочей группы.
"В ходе встречи нейтральная частная компания SGS (Société Générale de Surveillance SA), уполномоченная Россией и Грузией оказывать мониторинговые услуги, предусмотренные соглашением 2011 года, представила отчет о проделанной работе в рамках своего мандата. Состоялось также обсуждение других вопросов, связанных с реализацией Соглашения. Обмен мнений планируется продолжить в рамках рабочей группы, созданной на встрече", - говорится в заявлении МИД России.
Грузинская сторона, точнее – служба доходов министерства финансов Грузии, также отмечает, что дальнейшее обсуждение вопросов, связанных с соглашением, продолжится в рамках новой рабочей группы.
Получается, что эта группа и стала единственным достижением участников первой встречи. Эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян не видит в этом ничего удивительного.
"Созданная рабочая группа будет периодически проводить встречи и с помощью швейцарской стороны регулировать спорные вопросы, разногласия, касающиеся соглашения", - сказал Меликян.
Это означает, что начался новый рутинный процесс, который продолжится до достижения конкретных договоренностей, а пока что и речи нет об имплементации соглашения, считает эксперт.
В Армении знают решение проблемы Верхнего Ларса, но кое-кто перекрыл непостроенный тоннель>>
Напомним, львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из России через КПП "Верхний Ларс". На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть маршрутов для грузоперевозок — воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, КПП "Верхний Ларс") и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию).
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлемым для Армении считает маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии. Он длиннее дороги, ведущей к Ларсу, на 80 км, но осетинский маршрут предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа.