Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Кому случалось ездить из Еревана в Капан, тот вспомнит: в конце долгого пути, по правую руку, вдоль дороги тянется асфальтовая полоса. Когда-то тут был районный аэропорт.
Сады на месте пустыни в Армении: на границе с Ираном создается "фисташковый рай">>
"Капан? А туда сколько километров ехать? Триста? За три часа доберемся, значит… То есть как это - за шесть?". Такой разговор однажды был у автора статьи со знакомыми из России, недавно приехавшими в Армению. Что же, географию не переспоришь: добрая половина дороги тут в горных серпантинах. Летом сюда доедешь за пять часов. А зимой, да еще если в дороге начинает темнеть – тогда в лучшем случае за шесть. Но теперь эти шесть часов хотят сократить до 45 минут (практически как из одного конца Еревана в другой). Здесь, в Капане, снова заработает аэропорт: до конца 2019 года хотят завершить его капитальный ремонт.
В 2017 году тут начали проверять прочность асфальта и щебневой насыпи. В Главном управлении гражданской авиации вынесли заключение: ремонтировать нужно капитально, а насыпь – углубить, чтоб была прочнее.
Около 25 лет на полосе пролежал неразорвавшийся снаряд. В начале 90-х сюда стреляла артиллерия. Всего в 300 метрах от взлетной полосы, на том берегу реки Вохчи, начиналась Азербайджанская ССР. И аэропорт, и весь Капан простреливались с соседних гор.
В 2018 году пробную посадку тут совершил легкий самолет. Одним из его пассажиров был тогдашний губернатор области Ваге Акопян. Самолет предоставила частная авиакомпания из Сочи. Пилот выполнил задачу очень высокой сложности: сел, снижаясь в окружении гор, без всякого диспетчерского сопровождения.
Перед распадом СССР такую выучку показали и армянские пилоты – ради безопасности десятков пассажиров (которых не делили по национальностям).
"В советское время рейсы из Еревана делали над аэропортом разворот, чтобы сесть не с гор, а с ровной стороны. Для этого они делали заход в Азербайджанскую ССР. Тогда это значения не имело. А потом… Последние рейсы тут садились без разворота, прямо сквозь горы. Причем не маленькие самолеты, на несколько мест, а Як-40", - говорит вице-губернатор Сюникской области Нарек Бабаян.
Если так, то посадить вдвое меньший самолет тем более можно, уверены здесь. Для рейсов закупили 19-местный чешский самолет Let L-410, он ждет своего часа в ангаре в Ереване.
Сейчас и самолет, и аэропорт находятся на балансе ООО "Аэропорт Сюник". Его учредитель - Фонд развития и инвестиций Сюникской области. Крупный (и пока единственный) инвестор в реконструкцию аэропорта – Зангезурский медно-молибденовый комбинат.
Сейчас строительство потихоньку идет вперед. То тут, то там на полосе высыпаны горки щебня. Посередине, у самой автотрассы, отстраивают терминал и диспетчерскую, с современной навигацией.
Осталось решить еще один вопрос: с самолетами не должны "летать наперегонки" птицы. А прямо рядом с аэропортом несколько лет назад устроили городскую мусорную свалку. Сюда слетаются птицы, которые могут случайно залететь в мотор самолета.
Сейчас свалку хотят перенести. По европейским критериям правительство Армении хочет построить одну мусорную свалку на всю область. Свалку рядом с аэропортом закроют.
"Работы, как видите, достаточно. Но закончить хотим уже в этом году, осенью. Нам не привыкать. Наша строительная компания работает и в Капане, и по всей области. Поэтому квалифицированные работники у нас есть", - говорит директор подрядной компании "Капанский ремонтстрой" Размик Парсян.
Заметим, он отец нынешнего мэра Капана Геворга Парсяна. Но на выбор подрядчика это никак не повлияло. Во-первых, работы начались еще до избрания Геворга, во-вторых – он не входит в нынешнюю партию власти ("Гражданский договор" Никола Пашиняна). Но зангезурцы друг другу в партбилеты не смотрят. Был бы человек порядочный и умел бы работать. Ведь самолет будет поднимать в небо всех – партийных и беспартийных.
А почему, кстати, самолет, а не вертолет?
"Вертолет меньше, поэтому в пересчете на одного пассажира перевозка дороже", - поясняет Эдгар Мартиросян, начальник отдела программ развития в Сюникской областной администрации. – "Плюс самолетом безопаснее. В районе Сисианского плоскогорья есть воздушные ямы, и вертолет может в них попасть. А самолет летит выше, потому проходит над ними".
И наконец – сколько будет стоить билет? Ответить на это трудно, пока не оценили стоимость строительства. Его ведь тоже нужно будет вписать в цену билета. Но элитарными цены делать не хотят. Цель проекта – создать для людей быстрый транспорт, а не заработать быстрые деньги.