Музыка и налоги, или Как заморские панки могут помочь армянским ресторанным певцам

Чем "независимый" армянский артист отличается от своего заморского собрата? Почему платить налоги армянским музыкантам "так больно", а его заморскому собрату - ничего. Sputnik Армения выделил пять советов для наших музыкантов по итогам интересного мероприятия, недавно прошедшего в Ереване.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Георгий Мурадян, Sputnik Армения

Неоднозначное восприятие армянскими музыкантами призывов платить налоги показывает, что музыкальная индустрия страны все еще находится на уровне творческой самодеятельности.

За пределами постсоветских стран такие музыканты называются "независимыми артистами", однако "независимыми" их можно назвать с большими оговорками.

Свадьбы под кочари или турецкие мотивы? Рабис подминает под себя древние традиции армян

Так, скажем, в некоторых штатах США и в Великобритании налоги платят без каких-либо посредников лишь уличные музыканты, называется это баскингом, и государство получает до 20% доходов таких музыкантов.

Но большинство независимых артистов, которые прошли путь от уличных выступлений до, собственно, концертных сцен, никак не соприкасаются с налоговой системой. За них это делают продюсеры/менеджеры таких же независимых (не входящих в крупные медиахолдинги) лейблов.

В Германии любой гастролирующий артист отдает государству 7% дохода, но, опять же, сами артисты никак на себе это не ощущают, так как их делами занимаются лейблы. Отсюда и иллюзия некоторых армянских музыкантов, что музыка - это такая особая, сакральная сфера вне налоговой системы, и государство само должно доплачивать музыкантам за то, что они потеют и разрывают глотки.

Встает вопрос: как маленькой стране с небольшим населением построить сходную систему, в которой музыканты смогут чувствовать себя относительно свободно и будут сконцентрированы исключительно на своем творчестве? Опыт показывает, что для этого, в первую очередь, такая система должна в значительной степени опираться на зарубежные страны, ведь невозможно гастролировать пять раз в год по всей Армении и оставаться востребованными.

Эволюция шума: от визга гитар до армянского битбокса, или Как понять, что вы постарели>>

Недавно в Ереване прошел воркшоп музыкальной онлайн-платформы Boiler Room, считающейся "Netflix-ом андерграунда". За почти 9 лет существования платформа сумела "задокументировать" именно такие случаи, в которых небольшим странам удается выходить за пределы локальной аудитории. По итогам воркшопа мы выделили пять советов, которые, по мнению основателей платформы, помогут армянской музыке стать популярной за пределами Республики Армения.

Вначале важно не количество слушателей, а их качество

По словам Михаила Стангла, директора и сооснователя Boiler Room, изначально музыка, которую он продвигал в Берлине была совсем не популярна в Германии, но, будучи ярым поклонником британской электронной музыки, он задался целью распространить ее и среди немецкой аудитории. В первые дни существования Boiler Room на их вечеринки приходило примерно 30 гостей, а за онлайн-трансляциями следило 15 человек. Однако и гости, и зрители, будучи лидерами мнений в соцсетях, быстро распространяли новости о мероприятиях. Сегодня официальный сайт площадки ежемесячно посещают около 280 миллионов пользователей, но несмотря на это, команда Boiler Room в первую очередь ориентируется именно на узкие круги любителей, считающиеся лидерами мнений в музыкальной индустрии.

Дайте слушателям знать о своих корнях

"Если вы работаете с таким жанром, как, например, техно или поп-рок, то велика вероятность, что есть ещё где-то миллион людей во всем мире, делающих то же самое, но лучше"-считает Стангл. Тренды показывают, что именно небольшие локальные музыкальные явления сейчас наиболее интересны слушателям, будь то быстрые и сложные ритмы танзанского жанра

или палестинский хип-хоп с элементами местной этнической музыки.

Всемирно известный продюсер Рик Рубин, который одним из первых заметил творчество System Of A Down рассказывает, что, впервые столкнувшись с их творчеством на одном из выступлений в маленьком клубе Лос-Анджелеса, он был шокирован и восхищен именно необычными народными мотивами, ритмами и танцами группы Танкяна.

История показала, что эта смесь фолка и тяжелой музыки имела такое воздействие далеко не на одного Рика: все альбомы SOAD без исключения стали платиновыми.

3. Раскрывайте среду и контекст, в которых создается музыка

Даже если вам неинтересно работать с этнической музыкой, слушателям извне все равно любопытно, что происходит в той среде, в которой существует музыкант. Какова геополитическая ситуация в регионе, с какими сложностями сталкивается молодежь, чем может похвастаться местная культура — все это интересует слушателя. В некотором смысле все это может даже не присутствовать в самой музыке, а лишь проявляться со стороны: в деятельности музыканта, в его интервью, акциях, которые он организует или в которых он участвует сам․

Это работает и в обратную сторону, артисты могут дать огласку таким геополитическим проблемам, как карабахский вопрос, который может казаться слишком сложным и запутанным из-за дефицита корректной информации.

Не нужно сразу рваться покорять зарубежный рынок

Многие музыканты с самого начала создают продукт, ориентирующийся на Запад. Чаще всего эти попытки не дают видимого результата, так как никакая PR команда не может сравниться с той корневой фан-базой, которая образуется непосредственно на родине артиста.

По словам Михаила Стангла, нужно наоборот, стараться как можно чаще появляться в локальной прессе, участвовать в местных фестивалях и выступать для местной, пусть и маленькой, аудитории. И даже после признания на уровня своей страны, как считает директор Boiler Room, ошибочно сразу пытаться выходить на рынки России, Британии или США. Гораздо более эффективным будет, если армянские музыканты начнут продвигать свой продукт, скажем, в Грузии или же в Иране. Это объясняется тем, что в эпоху Интернета вас и так рано или поздно заметят далеко за пределами вашего региона, однако иметь контакт с живой аудиторией, которая поддерживает артистов в режиме оффлайн сейчас гораздо важнее, ведь по мнению команды Boiler Room в наши дни актуальность лайков, просмотров и подписок стремительно падает, уступая место живым дискуссиям, комментариям и обсуждениям.

Экспериментируйте

Здесь, как и в случае с этническими элементами, важен инновационный фактор. Одна лишь работа с совмещением популярных жанров и фолк-музыки открывает широкое поле для экспериментов. И чем новее и непривычнее будет звучать окончательный продукт, тем он интереснее зарубежному слушателю, который постоянно ищет что-то новое на перенасыщенном рынке поп-музыки.

Таким образом любой творческий процесс можно легко вывести из продуктивного русла сторонними факторами.

Можно ли считать сторонним фактором выплату налогов? Если человек занимается творчеством, у него должно быть какое-никакое гражданское самосознание. Благодаря нему он может ясно понимать зачем и для кого он платит налоги.

Это не казино: как выживают армянские геймеры, когда их спорт за спорт не считают

Проанализировав это, человек свободен решать, вступать ли ему в правовое поле или отказаться от этого вследствие каких-то глубоких убеждений.

Благодаря подобным размышлениям когда-то появился такой жанр, как панк-рок. Его влияние на культуру Запада отрицать невозможно. Сложно представить, что та музыка, которая сейчас играет во многих ресторанах, на свадьбах и корпоративах и безоговорочно доминирует в современной Армении, может когда-либо породить нечто хотя бы отдаленно напоминающее панк-культуру.

Эта культура замкнута на себе, ее традиции искусственны: ни Boiler Room, ни какие-либо другие платформы не станут снимать про нее документальные фильмы или приглашать ее творцов выступать на своих площадках, чтобы представить миру новации, которые они привносят в мировую музыкальную копилку.

Эта музыка не может составить основу того, что впоследствии станет армянской музыкальной индустрией, она не может применить ни один из пяти вышеуказанных советов и сохранить при этом хоть малейшую часть своей сути.

В Англии уличные музыканты — важнейшая часть британской музыки, после расцвета панка англичане перестали ассоциировать баскеров с попрошайками. Сам факт внедрения лицензий для баскинга показывает, что люди этим зарабатывают на жизнь, и это скорее выбор, нежели вынужденная мера.

Быть может, правительство Армении сможет убить двух зайцев одним выстрелом, если внесет систему лицензий по аналогии с баскингом, но, в силу культурных особенностей, обяжет платить налог за выступления не на улицах, а на закрытых мероприятиях, в которых живет и процветает 90% сегодняшней армянской музыки.

P.S. Boiler Room считается одной из крупнейших мировых площадок для популяризации андерграунд музыки, многие неизвестные артисты часто сразу после выступлений на площадке подписывают контракты с крупнейшими музыкальными лейблами всего мира․

После воркшопа, девятого марта в одном из ереванских клубов состоялось выступление армянских электронных музыкантов, организованное Boiler Room.