День и место рождения Мартироса Нагуляна в разных источниках указываются по-разному, а достоверно известно, что родился он в первые месяцы 1920 года в одном из поселков неподалеку от Сочи. Места благодатные, если не лениться, прожить крестьянским трудом можно, так и жили бы Нагуляны, если бы в один совсем не прекрасный день 1933 года их не отправили в казахстанскую ссылку.
Так семья, привыкшая к причерноморскому теплу и фруктовому изобилию, оказалась теперь в Караганде – в холодных зимой и жарких летом степях. Отец Мартироса, Карапет, человеком был домовитым и умел все, что нужно уметь мужчине – засучил рукава, и семья быстро обустроилась на новом месте.
Мартирос окончил в Караганде школу и поработал на угольной шахте. В 1940 году Нагулянам разрешили вернуться в Краснодарский край, правда, отца уже не было в живых, а мать умерла по дороге обратно. Как бы то ни было, жизнь продолжалась.
Тягу к самолетам Мартирос испытывал давно, интересуясь летающей техникой сначала по-детски, но постепенно расширяя уровень своих знаний. А когда вернулись, отправился в Майкоп, поступил в местный аэроклуб, жил в общежитии, часто полуголодный и в условиях строгой, приближенной к армейской, дисциплины. В мае 1941 года он поступил в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов, а через месяц была война.
Мартирос просился на фронт почти три года, просился настырно и упрямо, хотел в Сталинград, где, по дошедшим до него сведениям, воевал родной брат. На фронт не посылали, летал в запасных частях, в тылу, но ждал момента первого боевого вылета Мартирос отчаянно.
Когда ему велели учиться на управление штурмовиком Ил-2, Мартирос понял, что настоящие бои не за горами. В июне 1944 года Мартирос Нагулян стал летчиком штурмовой авиационной дивизии в составе 1-го Прибалтийского фронта – начиналась операция "Багратион" по освобождению Белоруссии и Прибалтики.
"Хопан" и Хаммельбургский концлагерь: как Алавердян двумя ударами послал немца в нокаут>>
Долгожданный первый боевой вылет Мартирос совершил в третью годовщину начала войны – 22 июня 1944 года для нанесения удара по противнику. Вылет оказался удачным – личный счет Нагуляна открылся двумя единицами техники и десятью вражескими пехотинцами. Ему понравилось такое начало, и он стал проситься на вылет по нескольку раз в день.
Успехи продолжались, командование тоже было довольно, хотя и сдерживало порывы горячего парня – в целях его же безопасности. За выполнение одного из заданий, когда он на бреющем полете лично уничтожил полтора десятка вражеских автомашин с грузами, а заодно пару взводов, Нагуляна наградили орденом Красной Звезды.
До Победы оставалось меньше месяца. 6 апреля 1945 года, уже в Польше, была поставлена задача нанести удар по огромной колонне гитлеровских войск. Вначале вылету мешал туман, но он рассеялся, хотя густая облачность вынудила летчиков вести самолеты на низкой высоте. Атака для немцев оказалась неожиданной именно по причине метеоусловий, но зенитки заработали, хотя и с некоторым опозданием.
"Ахтунг! В воздухе Нельсон Степанян!": как орел из Карабаха наводил ужас на фашистов>>
Советские летчики уже почти отбомбились, когда в мотор самолета Нагуляна попал снаряд. Бензобак и боеприпасы на борту должны были рвануть в ближайшую минуту – самолет уже был охвачен пламенем. Дальше уже рассказывали очевидцы: Нагулян повел самолет в пике, чтобы успеть взорваться посреди фашистской батареи. Так оно и случилось, секунда в секунду – взрыв и касание земли произошли одновременно.
Звезду Героя Советского Союза лейтенанту Мартиросу Нагуляну дали уже посмертно. До Победы оставалось меньше месяца.