Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Сергей Сивикьян закончил войну старшим сержантом и полным кавалером ордена Славы. Его, 18-летнего уроженца Майкопа, призвали в армию в 1943 году, когда исход войны еще не был предрешен.
Ускоренная учебка, основные навыки сапера – и младший сержант Сивикьян оказался на передовой, да еще на одном из самых жарких направлений, вместе с 3-м Украинским фронтом. Хотя, конечно, "холодно" на тех фронтах не было никому.
И ведь не просто сапер, а сапер-разведчик. Что это означает в военной практике, лучше самих этих специалистов никто не расскажет – фантазии не хватит. Стрелковый полк, в составе которого был и младший сержант Сивикьян, проводил разведку переднего края и тыла немцев в Днепропетровской области на Украине. Выполнив боевую задачу по выявлению огневой системы и заграждений, в том числе – минных, группе нужно было под носом у врага переместиться в его тыл. Разумеется, незамеченными.
Участвуя в перестрелках, случавшихся то тут, то там, уничтожая немцев и, к сожалению, теряя своих, полк обнаружил место сосредоточения танков и штурмовых орудий противника. Когда люди отошли, по целям внутри установленного периметра начался огонь.
Он погибал, но обещал вернуться: "неуязвимость" Амаяка Бабаяна >>
А вскоре подоспел и первый орден Славы 3-й степени: отделение Сивикьяна разминировало минные поля в районе небольшого хутора, и младший сержант собственноручно обезвредил более полусотни мин. Представление к награде и само награждение заняло несколько дней. Вручил орден саперу лично командующий 46-й армией генерал-лейтенант Глаголев.
Прошло два месяца, и младшего сержанта назначили главным в группе разведчиков для выполнения "особого задания". Оно, очевидно, было действительно "особым", так как в военных документах 3-го Украинского фронта не сообщается почти никаких подробностей.
Только то, что Сивикьян во главе группы разведчиков "18.01.1944 года проник в расположение врага и в течение 3 суток находился в его тылу, добыл ценные разведданные, выявил наличие сил и средств в районе сел Ново-Хортица, Червона Перемога и Долгиевка".
Наверное, по горячим следам результаты задания были секретными, а после войны подробности просто не вписали в историю. Как бы то ни было, тот же генерал-лейтенант Глаголев вновь представил Сивикьяна к ордену Славы, теперь уже 2-й степени.
Орден же первой степени, который и сделал его полным кавалером, Сивикьян получил уже в боях на территории Молдавии. Передовой отряд дивизии должен был переправиться через Днестр, в полусотне километров от Кишинева, и добыть разведданные об инженерных сооружениях гитлеровцев.
Через Днестр они переправились – дело было в конце августа 1944 года – и двое суток, без сна и отдыха, отряд вел разведку огневых точек и системы заграждений. Сивикьян лично проложил два коридора сквозь минные поля, и еще два – через проволочные заграждения. Когда началось наступление, старший уже сержант Сивикьян получил довольно серьезную контузию, но продолжал выполнять боевую задачу.
"Лучше безногий, чем безголовый": кто они — армянские маршалы Великой Отечественной войны >>
На лечение его отправили уже после выполненной операции, во время короткой передышки в ожидании новых задач. Сивикьян поехал лечиться уже старшиной, а вдогонку подоспел орден Славы 1-й степени.
Больше Сивикьян в активных боевых действиях не участвовал, да и война скоро закончилась. Но это не значило, что 20-летнего старшину забыли. Ему пришел вызов на участие в Параде Победы в Москве, на Красной Площади.
Потом началась мирная жизнь, Сивикьян вернулся в родной Майкоп. Сначала был простым рабочим, но быстро дорос до должности заместителя директора довольно крупного производственного объединения.
И, конечно же, 9 мая был одним из главных праздников для полного кавалера ордена Славы.
По иронии судьбы, Сивикьян ушел из жизни тоже в День Победы – 9 мая 1971 года. Вот такая символика дат.