Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения.
Ровно век назад, 13 апреля 1919 года, в Ростове-на-Дону родился Гурген Шатворян. Парень – как парень, крепыш, природа физической силой не обидела. Учился, как все, а перед самым школьным выпуском вдруг решил прийти в борцовскую секцию. Гургену было 17 лет.
Обычно в таком возрасте в спортивные секции приходят для себя, так просто – подкачаться, мускулатуру нарастить, считается, что это поздно для надежд на серьезные спортивные результаты. Возможно, это и верно, только каждое правило имеет счастливые исключения. Таким исключением стал Шатворян.
Ему повезло, что он попал к Аракелу Гамбарову, известному ростовскому борцу, действующему еще спортсмену, параллельно тренировавшему тех, кто помладше – Аракел был старше Гургена всего на 8 лет. Правда, когда тебе нет 20-ти, такая разница в возрасте внушительна, и авторитет Гамбарова для Шатворяна был непререкаем.
Аракел кое-что показал Гургену, покидал его на маты, Гурген учился. На тренировки ходил исправно, задерживался после них, а в один прекрасный день изящно уложил на мат собственного тренера. Гамбаров был в восторге и стал готовить Шатворяна к спортивным свершениям.
К началу 1940-х советская школа классической борьбы (сейчас – греко-римской называется) могла бы получить в лице Гургена Шатворяна отличного спортсмена, немного постарше, чем отечественные и зарубежные мастера, но медали в спорте даются не за возраст. Могла бы – если бы не война.
Тут уж стало не до спорта. Шатворяна отправили учиться в военно-морское училище, а потом и на фронт. Дали командовать катером Черноморского флота – один из боев чуть не закончился трагически, Шатворян был тяжело ранен и сильно контужен, но оправился, получил орден красной Звезды и довоевал до победы.
Вернувшись в Ростов, Гурген с 1947 года продолжил занятия борьбой – для общего укрепления организма, какие могут быть спортивные амбиции у 28-летнего человека после контузии и нешуточного ранения? Но вот как-то так получилось, что за короткое время он вошел в число лучших борцов страны, дважды стал чемпионом Союза в легкой и полусредней весовых категориях.
Это уже были не шутки. На тридцатилетнего чемпиона смотрели, как на инопланетянина, горячо болели за него, и всячески поддерживали. Правда, на Олимпийские игры в Хельсинки в 1952 году его не взяли, не думали, что он выдюжит. Спортсмен, поехавший вместо него, занял лишь четвертое место – это был чувствительный укол спортивным амбициям Советской страны.
А в 1953 году намечался чемпионат мира в Неаполе. Всесоюзный спорткомитет долго думал, что делать – посылать не самого сильного борца или рискнуть, поставив на Шатворяна? Совещание тренеров сошлось на втором варианте, и Шатворян заблистал в Неаполе.
Немцы были в шоке: как армянский богатырь "побил" любимого штангиста Гитлера>>
Соперники повергались один за другим, а в финале Гурген одержал блестящую победу над венгром Сильваши, ставшим олимпийским чемпионом за год до этого поединка. Неаполь стал счастливым городом для ростовского армянина, местом, где он доказал всем – а главное, самому себе – что никогда нельзя сдаваться и считать, что ты чего-то не можешь.
Красивое завершение мужественной спортивной карьеры, не правда ли? Впрочем, после Неаполя Шатворян ушел лишь из активного спорта, оставшись на тренерской работе на всю оставшуюся жизнь, а прожил он до обидного мало, всего 56 лет. А в 1975 году детско-юношеской спортивной школе в Ростове-на-Дону было присвоено имя Гургена Шатворяна.