Как армянские канатоходцы зарабатывали на хлеб искусством риска – видео

Руководитель Sputnik Армения Дмитрий Писаренко, в совместном с НТВ проекте "Машина времени", вспоминает, какой была Армения на стыке веков, в бытность его телевизионной деятельности в качестве репортера этого российского канала в Ереване.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Этот репортаж был снят без малого двадцать лет назад у стен древнейшего христианского храма Хор Вирап, куда семья канатоходцев по фамилии  Аветисян приезжала тогда каждое утро на работу. Здесь они демонстрировали свое искусство, берущее начало с языческих времен. 

Воздушный купол, выдерживающий 30 тонн: цирк в Ереване будет беспрецедентным

Мастерство хождения по канату в их семье передается из поколения в поколение вот уже на протяжении нескольких веков. В советское время они выступали в цирковых труппах и побывали во многих странах мира. Теперь же им приходится зарабатывать подобно древним предкам.

"Мы бродячие артисты. Когда появляются деньги на бензин, то гастролируем по республике. А так в основном работаем у подножья храма, где всегда много туристов", - говорит Гарик – младший из плеяды канатоходцев.

Хотя Гарик и был самым младшим, но ему дольше всех приходилось проводить время на канате. Все трюковые номера выполнялись без страховки на высоте 3,5 метра. Подняться на канат и не расплескать воду из стаканов – это еще не самое сложное.

Братья Варданян о захватывающих трюках на крыше "Зингера": это не безумие>>

В состоянии двойного баланса, Гарик прокатывается на обруче, а потом ложится вдоль троса на узкую доску. Номер обязательно сопровождается национальной музыкой. Действия на канате во многом зависят от музыкантов. Канатоходец ориентируется на такт барабана.

"Мы все были в шоке": зрители Britain's Got Talent ахнули от номера братьев Варданян

"Вот под такт этой палочки он и шагает. Если я сфальшивлю, то он может упасть. Бывали такие случаи, но ошибаемся мы редко", – говорит музыкант.

Несмотря на ежедневные представления, иногда у юного канатоходца сдавали нервы, и он останавливался на полпути. Тогда шест брал маэстро – глава семейства, народный артист Шота Аветисян. Ему не мешают танцевать на канате даже туфли и костюм руководителя. Подбадривать  своего ученика Шота продолжает внизу.

Но его главная обязанность – следить за состоянием каната. Самой прочной считается лебедка от лифта. А самые надежные крепления – запчасти сельхозтехники. Несколько лет назад маэстро получил перелом плеча, но он говорит, что это – единственная травма в роду за последние три десятилетия.

"Наверное, Бог к нам благосклонен. Перед каждым выступлением мы крестимся, говорим "Спаси и сохрани!" и поднимаемся на канат, словно идем в бой. Бывало, трос рвался, шест ломался, но каждый раз, Слава Богу, все заканчивалось удачно", – говорит Шота. 

Скоморох Владик – одна из ключевых фигур представления. Он подбегает к прохожим и своими прибаутками вынуждает их раскошеливаться. После получения магарыча Владик дает сигнал о паузе в представлении и во всеуслышание заказывает в честь щедрого зрителя туш. Если же магарыч превосходит ожидания, то Владик в знак благодарности совершает кульбит.

Армянские богатыри стали победителями шоу "Минута славы"

В его обязанности входит не только наполнение чемоданчика деньгами. Чтобы раззадорить и раскошелить зрителей, он сам нередко поднимается на канат, сопровождая свой подъем комическими выкрутасами. 

"Я тоже рискую. Однажды один мужчина дал магарыч и говорит: "Попробуй поцеловать мою жену". И сказал, что еще добавит. Я поцеловал. Получилось смешно, но тактично. Мужчина заплатил, похвалил и сказал, что если бы все получилось иначе, то он бы меня побил", – рассказывает Владик.

Уличное представление – прежде всего, ремесло. Аветисяны, мечтающие вернуться на цирковую арену, каждый день стараются доказать окружающим, что их занятие – это искусство риска.