ЕРЕВАН, 27 апр — Sputnik, Нелли Даниелян. Сапер Ваан Тадевосян, получивший 7 марта ранение при разминировании территорий в Сирии, сейчас находится дома, в Армении. Он проходит реабилитацию и готовится к протезированию стопы, которую, к сожалению, спасти не удалось.
Ваан, вопреки всему, звонит своим сослуживцам в Сирию каждый день, а в последний раз говорил с ними буквально за несколько минут до нашей с ним беседы. Забывая о собственной травме, подбадривает коллег, а на нашу ремарку отвечает, что он опытнее своих молодых коллег, и его поддержка им просто необходима.
"После инцидента, который произошел со мной, ребята какое-то время не могли работать, были напуганы. Но я постоянно говорю с ними, чтобы страх прошел", — сказал он.
Армянские саперы осуществляют гуманитарную миссию в Сирии уже три месяца. Их командир, подполковник Ваан Тадевосян, с нетерпением ждет протезирования и заверяет, что обязательно вернется на службу - и снова в Сирию.
Там у саперов непочатый край работы. По оценке Тадевосяна — на несколько лет вперед. Мины в этой стране повсюду, точных сведений и карт заминированных территорий нет. Об опасных участках специалисты узнают от местных жителей, которые показывают, где именно взрывались мины, были изувечены и гибли их дети.
"К нам подходили родители детей, подорвавшихся на мине. Просили очистить эти участки. Есть много неразорвавшихся бомб. Дети не понимают, трогают, играются, и они детонируют", — рассказывает подполковник.
Саперы с первых же дней миссии крепко подружились с местными детишками. У армянских друзей всегда найдется для них конфета, печенье или другие сладости.
Ваан Тадевосян часто проводил в сирийских школах разъяснительные беседы, рассказывая о том, что из себя представляет мина, и почему от нее нужно держаться подальше.
"Школой называлось небольшое строение с несколькими классными комнатами. Я брал с собой печенье, конфеты, все, что было на тот момент на нашей базе. Мы получали молоко в маленьких упаковках, но не пили – отдавали детям", — рассказывает армянский командир.
Тяжелее всего осознавать, что некогда процветающая страна сегодня погружена в хаос и нищету, признает Ваан Тадевосян.
"Я заходил в деревенские дома. Это темные мрачные лачуги, люди спят прямо на полу, на каких-то тряпках. Босоногие, полуодетые — у них нет ни обуви, ни одежды", — вспоминает он.
В Сирии к армянам относятся с уважением, и не только потому, что наши саперы спасают сирийских детей, подвергая риску собственные жизни.
Армянский народ, нашедший пристанище в Сирии после Геноцида 1915 года, сегодня пришел на помощь арабам, чьи предки спасали наших дедов.
Уже больше века армян в Сирии знают как трудолюбивых, умных и, самое главное, честных людей.
"Один из высокопоставленных сирийских военных рассказал мне однажды, что за сто лет ни один армянин не был осужден в Алеппо за какое-то преступление. Если скажешь, что армянин что-то украл, тебе никто не поверит", — рассказал Ваан Тадевосян.
Сегодня тысячи армян продолжают жить в Сирии, не покидая родину вопреки тяжестям быта.
По данным посольства Армении в Сирии, в этой стране проживает 7-8 тысяч армян, из которых 4-5 тысяч — в Алеппо.
Ни одно правительство не критиковало США как я: Пашинян о "правильности" гуммиссии в Сирии>>
Армянские саперы и врачи прибыли в Сирию 8 февраля. Контингент из Армении насчитывает 83 человека: это специалисты по разминированию, медицинский персонал и бригады, обеспечивающие охрану специалистов. Оборудование для их работы, а также поддержку в обеспечении безопасности, предоставила российская сторона.
7 марта в ходе работ по разминированию на территории Сирии подполковник Ваан Тадевосян получил травму, и ему ампутировали правую стопу. После этого было принято решение о транспортировке раненого в Ереван.