Рубен Гюльмисарян, Sputnik
Ситуация в Сирии вообще остается сложнейшей, а в регионе, где ее границы сходятся с Турцией и Ираком, давно стала напряженнейшей. Курдские военные формирования выступают порой и против официального Дамаска, и непременно против турецкого присутствия здесь. Местное же армянское население занято организацией самообороны.
В последнее время сирийские курды заняты, в первую очередь, не противодействием официальному Дамаску, а борьбой с остатками, осколками крупных террористических организаций, главным образом ИГИЛ (организация, запрещенная в России и ряде других стран. – ред.), считает эксперт по курдско-турецкому конфликту, тюрколог Карен Оганесян.
По мнению эксперта, противоречия сирийских курдов с официальным Дамаском сейчас отодвинуты на задний план. Разбившиеся на разрозненные отряды боевики ИГИЛ продолжают нападать группами по 150-200 человек на населенные пункты, плюс в разы возросла турецкая угроза, воплощенная регулярной армией этой страны и протурецкими террористическими группировками.
"Первоочередной задачей курдских сил в Сирии стало освобождение Африна", - говорит Карен Оганесян.
Множество сирийских армян покинули страну с начала конфликта, но многие и остались. В частности, в сирийском Курдистане, в районе самопровозглашенного непризнанного курдского образования - Рожава, им даже приходится собираться в отряды самообороны.
Вплоть до сих пор армяне имеют большую вовлеченность и в гражданские, и в военные дела в Сирии, их немало и в регулярной сирийской армии. В составе курдских формирований тоже воюют армяне – против террористов и режима турецкой оккупации. В последнее время стал очевиден некий консенсус, к которому пришли местные армяне и курды: теперь наши соотечественники не просто составляют часть курдских сил, а организовали военное подразделение, бригаду по этническому признаку.
В Рожаве 24 апреля было объявлено о создании армянской бригады имени Нубара Озаняна, героя, уроженца Турции, погибшего в 2017 году в боях с террористами. Цель создания этнического военного подразделения – борьба с ИГИЛ и турецкой оккупацией, говорит эксперт.
Интересной и символичной была церемония, на которой объявили о создании армянской бригады. Оганесян рассказывает, что армянские бойцы приносили присягу исключительно под портретами армянских национальных героев, рядом с армянским триколором. Это, конечно, свидетельствует о том, что армяне станут заниматься исключительно обороной тех мест, где осталось компактно проживающее армянское население.
Карен Оганесян особо подчеркивает то обстоятельство, что армянские бойцы не вовлечены в военные действия против правительственной сирийской армии, а обороняются лишь от протурецких бандформирований. Наши соотечественники всегда пользовались (и пользуются) в Сирии подчеркнутым уважением – как со стороны официального Дамаска, так и оппозиции.
Вот такой нейтралитет – максимально возможный, конечно, в сложившейся ситуации. Наверное, это наиболее верная линия поведения – защищать собственные дома, отстраняясь, по возможности, от политики.