Собственно, те, кто назывались "стилягами" в большой стране под названием СССР, появившись в Ереване, чисто визуально оказали мало влияния на общую атмосферу города, но с другой, конечно, привнесли совершенно новую струю в его жизнь – и одеваться стали иначе, и песни слушать "не те", да и вообще – ну что это такое, длинные волосы у мужчины, ужас же.
Волосы, при этом, были длиной ну никак не ниже затылка – просто это был уже не "полубокс", но нечто, ереванскими парикмахерами не изведанное.
Армен Оганесян пытался в 1970-ые и в начале 80-ых расшевелить нас своими передачами под названием "22:30" - это было время, когда программа выходила в эфир. Какие-то страшные (для сегодняшней реальности) записи с домашних телевизоров откуда-то с запада, чудом прошедшие в эфир клипы рокеров и попсовых певцов оттуда же, вдруг, ни с того, ни с сего, перемежались целыми джазовыми концертами, тоже записанными-перезаписанными, но в них были легенды, и Луи Армстронг пел на всю Армению, пока Кобзон (при всем величайшем к нему уважении) рассказывал о роли партии в быте советского человека. Просто разные это были явления, хотя и великие оба.
Любовь, уважение, правда: Арто Тунчбояджян и Ваагн Айрапетян нереально отыграли в Ереване>>
Ереван никогда не чурался вот этого вот джазового влияния, и Татевик Оганесян прежде, чем стать звездой, сошла со своей песней по ступенькам "Поплавка", и это не было ни зазорным, ни наказуемым в Ереване тех лет. Да и то сказать, город, в котором Владимир Высоцкий официально пел в клубе КГБ, а потом в помещении Института физических исследований армянской Академии наук (кстати, основанном в 1944 году, когда еще шла война) показывали фильмы Антониони и Тарковского, не мог не принять и не понять давно стучавшийся в двери джаз.
О джазе вообще, и об армянском в частности, конечно, намного полнее и лучше скажут коллеги, посвятившие этому уникальному явлению чуть ли не всю жизнь – Армен Манукян, например. Та плеяда потрясающих исполнителей, отголоски которой дошли и до сегодняшнего вечера, заслуга этих людей, игравших свою музыку и не переживавших о возможных последствиях. Их, кстати, обычно не бывало в Ереване.
Армяне и в Африке армяне: как Комитас повлиял на музыку Эфиопии и появление блюза>>
Татевик Оганесян покорила советскую публику своим сумасшедшим диапазоном, уехала "туда", а теперь возвращается оттуда на непременный бис, на овации этому невероятному голосу. Левон Малхасян играет в своем клубе и вместе со всеми именитыми гостями Еревана, а Армен "Чико" Тутунджян подыгрывает нам уже издалека. Очень издалека, к сожалению…
А то, конечно, начинать нужно с Цолака Вартазаряна с его оркестром, который потом – внимание! – в 1938 году, когда, как принято считать, был самый «разгул репрессий», возглавил Артемий Айвазян, а Вартазарян оркестром этим дирижировал.
А раз пошли такие воспоминания, то нельзя обойти вниманием и Государственный эстрадный оркестр Армении – тот, который первым среди джазовых оркестров СССР побывал в США. Признание тамошней публики дорогого стоит и, конечно, не в последнюю очередь благодаря его руководителю, Константину Орбеляну.
Да что там, ведь не секрет, что Ереван, как говорил Чико, "прочно завоевал место на карте мира как один из джазовых городов". И это достижение принадлежит нескольким поколениям ереванцев, хотя не обидим и Гюмри – Тигран Амасян нам в помощь.
…Этo та плоскость культуры, которую не придумать и не привить – она возникает сама, этаким вроде бы сорняком, который очень скоро становится прекрасным цветком. Город слушает джаз – этим все сказано до тех пор, пока город способен слушать и слышать.