Самвел Сафарян родился 9 июня 1902 года в Карабахе, в Шуши. Скорее всего, через треволнения по вопросу о выборе профессии он не прошел, все было понятно заранее, и в 1928 году Сафарян окончил архитектурное отделение технического факультета – был тогда такой в Ереванском университете. Это потом он станет заслуженным деятелем искусств, заслуженным архитектором Армянской ССР и получит Государственную премию республики – к сожалению, посмертно.
А тогда он стал преподавать в ереванском Политехническом – прямо со дня основания вуза. Первая же его значительная архитектурная работа оказалась крайне ответственной, тем более что строение располагалось в Москве, и не просто в Москве, а на ВДНХ – павильон Армянской ССР. Была середина 1930-х, проект утвердили, но не было никакой гарантии, что кому-либо из власть имущих по прошествии времени понравится все, а последствия верховного недовольства могли быть плачевными. Впрочем, Самвел Сафарян и Каро Алабян об этом не думали – наточили карандаши, засучили рукава и принялись за дело.
Итог известен всем, хоть раз на ВДНХ побывавшим – один из самых заметных павильонов, армянский отличается от многих других тем, что практически не перестраивался, лишь ремонтировался – архитекторы поработали на славу.
Сегодня, правда, этот павильон уже переделан в другой: по каким-то причинам независимая Республика Армения не захотела возвращаться в здание Армянской ССР и разместилась в бывшем павильоне "Сибирь". Тем не менее, и это здание, с характерными для армянской архитектуры арками и арочными галереями, можно считать своеобразным посольством Армении – посольством, в которое может зайти каждый.
Наверное, можно распорядиться возможностями, павильоном предоставляемыми, и получше, но и то, что есть сегодня, немало. Выставки, культурные мероприятия тут проводятся, и неплохие, есть несколько магазинчиков с армянскими товарами – продуктами, в основном. Не берусь судить, насколько бойка их торговля, но в ресторане посетителей, как правило, много – если навскидку, то, возможно, даже больше, чем в "Армении" на Тверской.
А потом был Бюракан. Виктор Амбарцумян давно носился с идеей основания обсерватории в Армении, да только Великая Отечественная помешала. Виктор Амазаспович, впрочем, был невероятно настойчив, и объявил о создании обсерватории день в день, когда в 1946 году на южном склоне горы Арагац началось строительство комплекса. Руководил проектом Самвел Сафарян, строительство продлилось 10 лет, но все это время Бюраканская обсерватория вела посильную научную деятельность, выходил даже специальный журнал сообщений научного центра.
В своих мемуарах Амбарцумян писал: "После переезда в Ереван я стал чувствовать себя ответственным за астрономию. Было ясно, что обсерватория, находящаяся в центре города, не имеет перспектив. Поэтому мы поставили вопрос о поисках другого места для обсерватории. Остановили выбор на селе Бюракан. Количество ясных ночей там такое же, как в Араратской долине, но Бюракан расположен намного выше. Экспедиция выехала в Бюракан во второй половине июля 1944 года и разместилась в здании школы".
Между тем, секретарь райкома не советовал начинать с Бюракана. Он говорил, что в районе есть другие деревни, которые столь же пригодны. Как потом объяснили ученому, секретарь считал, что Бюракан – совсем уж бедная деревня, и поэтому там будет неудобно. В конце концов, секретарь райкома согласился, и работы в Бюракане начались.
"Наблюдения, выполненные в 1944 и 1945 годах, убедили нас, что место неплохое, а в 1946 году мы окончательно остановились на территории, находящейся к югу от деревни. Здесь в 1946 году был построен домик, состоявший из шести комнат. Эти комнаты использовались и как жилое помещение, и как место для работы", - вспоминал Амбарцумян.
Казалось бы, обсерватория – сугубо научное учреждение, комплексу зданий которого совершенно не обязательны, так сказать, "архитектурные излишества", главное – практичность и соответствие предназначению, а без красивостей можно и обойтись. Сафарян и сотоварищи обошлись без кокетства, но в то же время комплекс обсерватории признан архитектурным памятником – ну не умели эти люди строить утилитарные бездушные "коробки". Наблюдательные башни и павильоны, лабораторный корпус и радиоастрономическая обсерватория, гостиница и хозяйственные постройки, конференц-зал, – все это можно же построить со вкусом. Вот и построили.
Точно так же Сафарян отнесся и к заданию построить ансамбль зданий Академии наук Армении. Место, надо сказать, было выигрышное – посередине одной из главных городских магистралей, на фоне зеленого (тогда еще очень зеленого) холма. Лаконичное, но монументальное здание президиума с пять арками на фасадной части приковывает к себе основное внимание, но оно не смотрится обособленным, развиваясь вглубь территории за счет обрамляющих его по бокам симметричных длинных корпусов институтов математики и геологии.
Кстати, Государственную премию Армянской ССР Самвел Сафарян получил, конечно, по совокупности заслуг, но формально она была приурочена к окончанию строительства комплекса Академии. Премия датирована 1971 годом, а архитектор ушел из жизни в новогодние праздники 1969-го.
Это только самые заметные и комплексные творения архитектора. А были и другие шедевры – главные здания медицинского и сельскохозяйственного институтов в Ереване, театр в Ленинакане, известная всей столице школа имени Пушкина, небольшое, но очень красивое здание института марксизма-ленинизма – сейчас в нем располагается китайское посольство, просто жилые дома в центре города.
Город жизни - город потерь: страшная трагедия армянского гения архитектуры>>
Они строили город, эти люди, город, которым можно было гордиться. Ни один из них так и не построил бетонной коробки, что ни уму, ни сердцу, украшенной фальшивой позолотой, торчащей посреди униженного этой коробкой города, будто золотой зуб у цыгана. Они, наверное, и представить себе не могли, что такое когда-нибудь может стать модным.