Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
В Иерусалиме 24-25 июня, как известно, состоится встреча секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и главы Совета национальной безопасности Израиля Меира Бен-Шаббата. Инициаторами встречи стали Вашингтон и Тель-Авив. Задача – выработка общих практических шагов, которые позволили бы стабилизировать ситуацию в Сирии и на всем Ближнем Востоке. Видимо, в первую очередь речь пойдет об Иране.
Следует понимать, что именно Россия и Иран, одержавшие победу над международным терроризмом в отдельно взятой стране – Сирии – потом будут совместно вырабатывать позицию, которая позволит снять острую военно-политическую напряженность в ближневосточном регионе.
У Тегерана в Сирии свои преференции, и иранцы от них не откажутся
Можно не сомневаться, что очередной этап обострения в ирано-американских отношениях связан в первую очередь с событиями на сирийском военно-политическом треке. Все остальные причины, например, решение Тегерана частично ограничить список своих обязательств в ядерном соглашении, нефтяные страсти и так далее, – всего лишь производное от одной сверхзадачи, которую сейчас решает Вашингтон. Уже очевидно, что американцы будут делать все возможное, чтобы не дать иранцам зацепиться за сирийскую территорию.
Иран намерен всерьез воспользоваться своими преференциями победителя в войне с международным терроризмом в Сирии. Тегеран хочет выстроить себе сухопутную логистику от Каспия напрямую до Средиземноморья: Иран уже не раз заявлял, что будет соединять свои железнодорожные магистрали с иракскими и сирийскими железными дорогами. Более того, иранцы строят на сирийской территории производственные цеха для изготовления боеприпасов (чтобы не возить их издалека, со своей территории).
А недавно в масс-медиа начала циркулировать информация о том, что официальный Тегеран намерен взять в аренду (говорили, мол, на срок почти в 100 лет) целый порт в Латакии. Ну, когда она будет окончательно освобождена от террористических банд, сконцентрировавшихся в провинции Идлиб и оттуда обстреливающих территорию этой сирийской провинции. Ясно, что победа, доставшаяся ценой серьезных потерь в рядах иранских добровольческих отрядов и довольно крупных финансовых вложений, должна дать Тегерану серьезные геополитические бонусы.
И можно себе представить, в какой ситуации в данном контексте могут оказаться ближайшие союзники Соединенных Штатов – Саудовская Аравия и Израиль. Именно потому и делают сейчас все возможное, чтобы американцы вдруг не ушли бы с сирийской территории. Используются при этом все возможности — начиная от израильских и арабских лоббистов, действующих на американской внутриполитической платформе (Сенат, Конгресс) и заканчивая даже поиском какого-либо посредника для того, чтобы суметь уговорить Тегеран откровенно "прогнуться" именно в Сирии. И тогда, можно быть уверенным, очень быстро и и просто решатся и проблемы с санкциями, и с иранской нефтью, и так далее.
В Сирии главная проблема для США и Израиля – Иран, а ситуацию разруливать будет Россия
И как бы ни изворачивались на том же сирийском треке Вашингтон, Тель-Авив и Эр-Рияд, в итоге получается, что без посредничества Москвы вывести сложившуюся ситуацию на политические рельсы не получится. Точно так же будут активничать на сирийской территории иранские добровольцы и Хезболла. Будут летать над ливанской территорией израильские самолеты, время от времени запуская ракеты по позициям сирийской армии. Ну а саудиты будут делать все возможное, чтобы не дать уйти сирийским беженцам, которых Дамаск зовет обратно домой.
Москва же, имея при всем при этом собственные интересы, отстаивает в то же время позиции и своих реальных союзников (Дамаска и Тегерана), пытается лавировать между Турцией и курдами. Ведь та же Анкара намерена максимально обострить ситуацию в северных районах Сирии, лишь бы не допустить, чтобы курды получили автономию в южном подбрюшье Турции. А договариваться с курдами при любом раскладе нужно, поскольку территориальная целостность Сирии – главный приоритет всего, что делает здесь Россия.
Разборки в сирийском Идлибе: кому нужны информационные фейки и вбросы>>
Как бы то ни было, похоже, тройка "обижников"(США, Израиль, Саудовская Аравия), не сумевших свергнуть президента Сирии Башара Асада, уже дозрела до того, чтобы попытаться договориться с Россией по поводу иранского фактора. Американские масс-медиа уже в открытую говорят о том, что намеченная на 24 июня в Иерусалиме встреча силовиков из Белого Дома (Болтон), Кремля (Патрушев) и Израиля (Бен-Шаббат) организована лишь с одной целью — чтобы "обратить особое внимание России на то, что иранские силы и связанные с ними организации должны покинуть Сирию".
Насколько можно доверять подобной информации (вероятность провокационного вброса в таких случаях слишком велика), не совсем понятно. Однако то, что встреча состоится именно в таком формате, говорит о многом. Скажем в том плане, что проблема ирано-израильского противостояния на сирийском военном треке вырисовывается весьма предметно, так сказать, на ближайшее будущее. И без участия России ее никак не решить и даже не перевести векторы противостояния с военного на политические, дипломатические рельсы.
Москве с Тегераном придется попотеть, чтобы выработать совместный подход
При этом следует учитывать, что Россия подводить своего ближайшего союзника по Сирии – Иран – вовсе не намерена. То есть разговор в Иерусалиме уж точно не будет идти о том, чтобы просто взять и выкинуть Тегеран с сирийской территории. Собственно, ни один из игроков на это и не способен, поскольку с Ираном приходится считаться всем, в том числе и Российской Федерации, у которой по части сотрудничества с Исламской Республикой имеются свои, далеко идущие геополитические планы.
С другой стороны, Москва, в отличие от других крупных акторов, в состоянии быть посредником между Ираном и Израилем. Ведь с тем же официальным Тель-Авивом Кремлю, несмотря ни на что, удалось сохранить достаточно хорошие отношения. А это значит, что и одна, и другая сторона в состоянии отнестись к роли посредничества России с довольно высокой степенью доверия. И в этом плане проект установления доверия между силовиками из России, США и Израиля вполне может сработать. Именно во благо налаживания политического контакта между непримиримыми оппонентами. Поэтому и Кремль говорит о важности намечаемой встречи.
"Это очень важный контакт. Предстоит важный обмен мнениями по ситуации в регионах: это и Ближневосточное урегулирование, это и процесс урегулирования в Сирии и другие вопросы, которые стороны посчитают необходимым обсудить", - сказал сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Правда, недавно спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри заявил, что Россия, США и Израиль не выходили ни на какие договоренности в преддверии консультаций в Иерусалиме. Однако подобный подход может означать всего лишь то, что американская сторона накануне встречи не хочет раскрывать все свои карты.
"Американофобия" в политике: почему азербайджанский SOCAR отвернулся от Ирана>>
Как бы то ни было, до встречи остается всего ничего, и о каких-то серьезных пертурбациях, ожидающихся в ближайшие дни на сирийском треке, не приходится. Ведь тому же Патрушеву придется выслушивать предложение, с которым вышли на контакт американская и израильская стороны. Потом эта информация будет обрабатываться в Кремле. Затем Москве предстоит обсуждать предложение с Тегераном. И можно не сомневаться, что тут уже сторонам придется попотеть, чтобы выработать такую позицию, которая действительно позволит снять острую военно-политическую напряженность в регионе.