Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
На протяжении уже длительного времени не единожды говорилось о том, что американцев беспокоят разработки Ирана в сфере баллистических технологий. Проблема, которая, по мнению президента США Дональда Трампа, не была достаточно серьезно воспринята предыдущей администрацией Белого дома во главе с Барком Обамой, подписавшей "ядерное" соглашение. Все остальные претензии скрывались под флером дипломатических изысков, для мирового сообщества не совсем понятных.
Противостояние между США и Ираном – элемент геополитической борьбы за влияние в регионе
Только сейчас политики стали в открытую говорить о том, что одним лишь отказом от разработок ядерных и баллистических технологий Тегерану от американских санкций не избавиться. Вашингтон намерен дожать своего ближневосточного оппонента по гораздо более широкому спектру вопросов. Есть в этом списке место и Йемену, и Палестине, но самая главная претензия – Сирия, где Иран действует исключительно с позиций победителя в войне с международным терроризмом.
Сейчас, когда на политических подмостках почти что открыто говорится о том, что Соединенные Штаты и их ближайший союзник – Израиль – намерены сделать все, лишь бы заставить Иран убраться с сирийской территории, многое становится более понятным. Изначально же на поверхности было лишь одно: Тель-Авив действительно беспокоится вследствие того, что проиранские силы и добровольческие формирования, которых поддерживает Тегеран, укрепляют здесь свои позиции.
Ракетные удары по территории суверенной Сирии, наносимые израильской авиацией, американцы старались не комментировать. Если же и комментировали, то весьма скупо, говоря лишь о том, что Израиль имеет право на защиту своей территории. Кстати, эта формулировка в итоге переросла в скандальный проект, получившей название "сделка века", которую под контролем Трампа разрабатывал его советник и по совместительству зять Джаред Кушнер.
Сейчас, когда уже почти в открытую говорят, что тандем Вашингтон – Тель-Авив в ближайшее время собирается делать Москве предложение по Ирану, все становится на свои места. Правда, информация о том, что американцы с израильтянами хотят договориться с Россией о признании легитимности президента Сирии Башара Асада и о снятии всех санкций с Дамаска в обмен на выдворение иранских сил с сирийской территории, еще официально не подтверждена. Однако лиха беда начало…
Спустив противостояние с Тегераном на тормозах, Вашингтону придется уходить из региона несолоно хлебавши
Другое дело, что Москва сама вряд ли на подобный размен сил в регионе готова пойти. Ведь даже в геополитических играх, которые затеяли на Ближнем Востоке сверхдержавы, всегда есть место таким (диким для политиков) понятиям, как честность, человеческие эмоции, ну и так далее. И как бы ни соблазнительно было на первый взгляд для Москвы остаться на сирийском треке единственным "вершителем судеб", подобное предложение вряд ли сработает. Ведь кроме эмоционального фактора есть еще и прагматизм и понятие того, что без Ирана сирийский кризис никому не разрулить. Даже таким сверхдержавам, как Россия и США.
Кроме того, у России есть свои виды на дальнейшее развитие событий в Сирии. Есть свои планы, касающиеся того, как будут дружить Москва и Дамаск после того, как все "устаканится" в плане военных действий, какое влияние вообще на ближневосточный регион будут оказывать три страны (Россия, Сирия, Иран), сумевшие победить международный терроризм в отдельно взятой стране. Понимают это и в Вашингтоне с Тель-Авивом, для которых подобный региональный расклад смерти подобен.
Видимо, именно этим пониманием и обусловлена активизация американцев, которые уже явно пытаются использовать противостояние с Ираном для того, чтобы все-таки зацепиться в регионе, не уходить из Сирии, как говорится, несолоно хлебавши. Ведь в Вашингтоне отлично понимают, что окончательная победа России в Сирии означает, что со временем влияние победителей начнет распространяться на все прилегающие страны — особенно в свете того, что есть еще и мощный Иран, чье влияние в регионе и так зашкаливает за все мыслимые для американцев пределы.
Простая математика и "предъявы": Россия — главный козырь в торговой войне США с Китаем?>>
То, что все это время противостояние с Ираном Соединенные Штаты пытались объяснить лишь "ядерным" договором и баллистическими разработками, следует списать лишь на желание не раскрывать всех имеющихся карт. Это было от лукавого, поскольку на территории Сирии развернулась борьба за влияние на всем Ближнем Востоке. А факторы непосредственно Ирана, Израиля, Саудовской Аравии и всех остальных заинтересованных игроков – всего лишь разменные карты в руках ядерных сверхдержав.
Если вдруг у Тегерана сдадут нервы, мало никому не покажется
Правда, вообще списывать со счетов иранцев, израильтян, саудитов, турок нельзя. Каждый из них может оказать определенное влияние на развитие событий и на сирийском плацдарме, и вообще в регионе. И можно не сомневаться, что они это обязательно сделают, когда наступит час икс. И в первую очередь касается это конкретно Ирана, против которого Соединенные Штаты применяют весь свой арсенал. А там не только санкции (первичные и вторичные), но и финансовый инструмент – доллар, с помощью которого США уже умудрились снизить ежедневные объемы продаж иранской нефти на международном рынке до полмиллиона баррелей за сутки.
Для иранской экономики, опирающейся в первую очередь на доходы с энергоносителей, это действительно может стать катастрофой. Не исключено, что может наступить момент, когда у Тегерана сдадут нервы.
И вот тогда баллистические разработки, о которых любят распространяться американские высокопоставленные дипломаты и политики, вдруг станут инструментом. Ведь радиус поражения ракет, которыми сегодня владеет Иран, составляет от 300 до 2500 километров. Мало не покажется даже европейским странам, чего уж говорить о тех, кто ближе…
Соединенные Штаты, которым, по большому счету, очень бы не хотелось, чтобы ситуация развивалась именно в этом направлении, сейчас не отказались бы от попытки засадить Тегеран за стол переговоров. Сказать, что иранское руководство отвергло бы такой вариант – значит погрешить против истины. Тем, наверняка, тоже надоело считать убытки вместо того, чтобы развивать свою инфраструктуру, покупать высокотехнологическую продукцию у европейцев. Так что, договариваться в любом случае придется. Однако как это сделать, чтобы не потерять лицо и не продешевить, ни одна из сторон пока не знает.
Уже понятно, что идет активный подковерный процесс поиска посредников. С Москвой, кажется, все более-менее понятно – предавать своего сирийского союзника в Кремле не согласятся ни при каких условиях. Европейцы могут оказаться в радиусе действий иранских ракет. Да и интересы тоже имеют свои, кровные, финансово-экономические. Следовательно, Ирану подходят, а вот американцам — нет. От посредничества арабских стран (Омана, например) США отмахнулись, как от надоедливой мухи. Вот и остался по положению на сегодня японский премьер Синдзо Абэ, которому Вашингтон, кажется, дал добро. Ждем развития событий на неделе…