ЕРЕВАН, 24 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. События вокруг Ирана, а также рост напряженности между Россией и Грузией вызвали обоснованную тревогу официального Еревана. Армении действительно сейчас не позавидуешь. Блокированная с востока и запада Азербайджаном и Турцией, у республики остаются только два выхода во внешний мир – через Иран и Грузию.
Но и здесь неспокойно. Причем малейшая внештатная ситуация может обернуться серьезными коммуникационными и экономическими неприятностями для небольшого государства. Вдобавок к этому, очаги напряженности с севера и юга могут подстегнуть эскалацию в другой точке кипения – Карабахе.
Именно эта озабоченность прослеживалась в сегодняшнем выступлении премьер-министра Никола Пашиняна, созвавшего заседание Совбеза в связи с указанными внешними процессами. Он, в частности, сказал, что ситуация вокруг Армении в сфере безопасности не только не разрядилась, но наоборот, происходящие в регионе процессы вынуждают Ереван быть бдительнее в плане возникающих вызовов.
Он выразил уверенность, что власти смогут найти необходимый инструментарий во избежание возникновения дополнительных рисков для Армении и управления уже имеющихся.
Ереван - площадка для примирения, или Какой ценой власти Грузии удержали власть>>
Говоря о возможностях Армении как-то повлиять на процессы в регионе, политолог Рачья Арзуманян в интервью Sputnik Армения отметил, что рычагов воздействия на самом деле не так уж и много, однако власти страны должны просчитывать все возможные сценарии.
"К сожалению, мы можем только наблюдать за ситуацией и готовиться к возможным негативным сценариям. Такого рода сценарии нужно просчитывать, и для этого существует Совбез. Но одно можно сказать точно – " локального конфликта между Арменией и Азербайджаном уже не будет. Любой конфликт здесь грозит втягиванием в него всех стран региона", — говорит Арзуманян.
Современные реалии, на взгляд эксперта, требуют пересмотра стратегии и политики армянских властей. Нужно понять, что понятия "постсоветское пространство" больше нет, Южный Кавказ стал частью большого мира, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
"Это несет большие возможности, но и большие угрозы. Процессы вокруг Ирана грозят нам экономическими и геополитическими сложностями, процессы вокруг Грузии сулят коммуникационные и экономические трудности", — говорит он.
Арзуманян считает, что армянская дипломатия должна изменить масштаб оценки и анализа угроз и откликов.
По его словам, на одной стороне ближайший сосед Еревана, с другой – его стратегический союзник. При этом нужно понимать, что конфликт между Москвой и Тбилиси очень глубокий, этому конфликту уже не один десяток лет.
Армения не должна вмешиваться в данный конфликт, так как не имеет возможности повлиять на стороны. Не должна становиться между конфликтующими сторонами, "разнимать" и пр. Но она должна быть готовой стать площадкой, через которую могут быть переданы месседжи, к которой могут обратиться стороны, если у них появится такое желание.
Арзуманян при этом исключает, что Армению в какой-то момент могут поставить перед выбором. Армянское государство в достаточной степени сильно, чтобы защищать свои интересы и проводить сбалансированную политику в регионе.
"С Арменией нужно говорить. Ее нужно использовать для того, чтобы донести до другой стороны какие-то месседжи, которые прямо отправлены быть не могут", — добавил политолог.
Что касается иранского направления, то Армения должна сохранить нынешнюю структуру взаимоотношений с Исламской республикой. По его словам, когда ситуация становится столь напряженной, мир должен стать армяноцентричным. Нужно оглядываться исключительно на собственные интересы.
Материал еще не был готов к публикации, когда стало известно, что Армению 27 июня посетит грузинская делегация под руководством вице-премьера Майи Цкитишвили. Она примет участие в заседании армяно-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что на заседании обсудят и текущую ситуацию в российско-грузинских отношениях. Хочется надеяться, что армянская сторона сумеет эффективно использовать заседание для получения ответов на волнующие ее вопросы.
Вице-премьер Грузии едет в Ереван: известны дата и повестка визита>>
Формальной причиной для беспорядков стало выступление российского депутата Сергея Гаврилова с парламентской трибуны в Тбилиси в рамках Межпарламентской ассамблеи православия. Неудовольствие оппозиции вызвало то, что "столь высокая трибуна была предоставлена человеку, поддерживающему независимость Абхазии".
На фоне антироссийских протестов, президент России Владимир Путин 22 июня подписал указ о запрете на прямое авиасообщение с Грузией.
В Кремле отметили, что указ о прекращении авиасообщения — вынужденная мера для обеспечения безопасности россиян на фоне экстремистских действий в Тбилиси. В Кремле также объяснили, что запрет вступает в силу с 8 июля, поскольку к этому времени завершится большинство туров в Грузию.
Как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в Грузии "царит русофобская истерия, искусно подогреваемая радикальными элементами". Он также отметил, что Грузия переживает внутренний кризис, однако российская сторона "не считает это своим делом".
Комментируя протесты в Тбилиси, глава МИД Сергей Лавров в свою очередь заявил, что Грузия стала примером последствий западной геополитической инженерии. Он считает, что западные кураторы готовы закрывать глаза на бесчинства ультранационалистов, на русофобию, лишь бы порвать все связи народа Грузии с Россией, переписать общую историю.