Мартирос Мирзоян, перебравшись из армянского села Карби в Румынию, стал человеком зажиточным и постарался дать основательное образование сыну Мануку. Румынский (бывшая столица Молдавского княжества) город Яссы не принадлежал к крупным европейским научно-образовательным центрам, но там вполне можно было очень прилично овладеть иностранными языками, что Манук и сделал.
Изобилие без двухметровых огурцов из Турции, или Как Крытый рынок стал символом Еревана>>
Потом начался бизнес: торговля шелком, шерстью, пряностями да табаком, и прочей всякой всячиной. В болгарском городе Русе Манук Мирзоян построил несколько мостов и мельниц, винокурни и даже наладил горнорудное дело. При этом компаньоном и работодателем он прослыл исключительно честным, и, по совокупности заслуг, в 1802 году получил от князя Валахии дворянское звание и государственную должность в том же Русе.
Мануку тогда исполнилось 33 года – точный день его рождения неизвестен, в любом случае, с 1769 года прошло ровно 250 лет, но слава Манука Мирзояна в тех краях до сих пор не поблекла. После смерти отца он прибавил к немалому собственному капиталу еще и обширные имения. Манук Мирзоян становится, без преувеличения, одним из богатейших людей на Балканах.
Богатому человеку свойственно стремление обезопасить свое богатство, а политические потрясения и, тем более, войны, вовсе не способствуют душевному спокойствию. Но в 1806 году стало ясно, что русско-турецкой войны не избежать, и Манук Мирзоян обращается к русскому консулу с просьбой о российском гражданстве. Просьба была удовлетворена сразу же, как было получено согласие на то из Петербурга – правда, фамилия нового российского подданного стала писаться в документах Мартиросян, по имени отца.
В 1908 году османским султаном стал Махмуд II, наслышанный о богатом и справедливом землевладельце, промышленнике и дворянине. Султан приглашает Манука в Константинополь, где его – заметим, российского уже подданного – встретили торжественно и попросили стать драгоманом – советником по внешним сношениям. Совсем скоро Мирзоян-Мартиросян получает титул "бей" и с этого дня становится Манук-беем.
В конце мая 1812 года фельдмаршал Михаил Кутузов и великий визирь Ахмет-паша подписали Бухарестский мирный договор – это событие произошло в гостинице, принадлежащей Манук-бею. Договор был немного более выгодным для России, нежели для Порты, и в Константинополе остались им недовольны.
По извечной турецкой привычке османы стали искать измену, и не нашли ничего лучше и умнее, как обвинить в ней, в частности, Манук-бея. По какой логике нормально обвинять в измене российского подданного, о чем султану было прекрасно известно, можно не спрашивать и не пытаться понять – мотивы турок-османов сплошь и рядом лежат вне нормального человеческого понимания.
Итак, Манук-бея обвинили в предательстве, а друзья посоветовали ему не появляться в Константинополе. Надо сказать, что Мирзоян пережил такое ограничение легко и не переживая по этому поводу: получил от Александра I орден "Святого Владимира", переехал в Сибиу, потом в Кишинев.
В Кишиневе же и оборвалась жизнь Манук-бея Мирзояна: 2 июля 1817 года он умер при так и не выясненных обстоятельствах – то ли в результате падения с лошади, то ли почувствовал себя плохо уже после конной прогулки. Вдова Мариам осталась с шестью детьми и огромным состоянием.
…Усадьба Манук-бея в Хынчештах, в 36 километрах от Кишинева, сейчас считается одним из красивейших архитектурных ансамблей Молдавии. Он начал строить ее сам, пригласив архитектора Александра Бернардацци, много работавшего в Одессе и в Крыму, а завершили комплекс сын Манука Мурат и внук Григорий. Получилось несколько эклектично, но очень красиво, и туристы по сей день обязательно посещают Хынчешты.
Как Андрею Манучарову подчинились все самолеты, а "Буран" отправился в космос>>
Правда, из 10 зданий, составлявших комплекс, сохранилась лишь половина, требовавшая основательной реставрации. Надо отдать должное властям Молдавии, которые нашли на это средства и обновленный комплекс был открыт для посетителей в конце 2015 года.