Если кто-то думает, что прославленного поэта XX века Евгения Евтушенко в Армении кормили недожаренным шашлыком, а поили кислым вином, то сильно ошибается.
Угощали, чем нужно и сколько нужно. Но… Принимающая сторона понимала: надо сделать так, чтобы поэт, прозаик и публицист проникся любовью к Армении и донес свои чувства до других. Евтушенко проникся. Еще и потому, что рядом (нередко с мангалом или за столом) находились Паруйр Севак, Ованес Шираз, Сильва Капутикян…
И вот вам результат:
"…Кровь за кровью, резня за резнею –
вот история этой земли.
Но не вянут цветы над землею
Там, где в землю поэты легли.
Все во мне – от Гомера, Катулла,
Все в Армении – тоже мое.
Без армянской великой культуры
человечества быть не могло".
Понятно, что одним гостям интереснее пища духовная, другим – шашлык из рыбы, наш же интерес в том, чтобы все – и интеллектуалы, и не очень, знали, помнили и рассказывали другим, что Армения – это не только Севан, в котором форель золотая, но и Матенадаран, не только забавные юмористические передачи, но и оригинальные разработки в космической сфере. Что стоматология у нас не только доступна по ценам (по сравнению со стоимостью этих услуг в других странах), но и превосходна по качеству. Что правило "стучись в любую дверь", за которой исповеди всегда больше, чем проповеди, работает и сегодня, и что это не просто красивая фраза, а реальность.
Это поможет развитию туризма: новый Армяно-итальянский центр будет спасать памятники>>
Вкусно пообедать и полюбоваться пейзажами можно и в Таиланде, и в Грузии. Да и занимать гостей красивыми закатами и селфи на фоне Дома правительства Армении – это далеко не все, что можно сделать в Армении.
Перехожу к примерам. Американский художник, писатель, общественный деятель Рокуэлл Кент любил отдыхать в Дилижане. Местные жители (при содействии незабвенного директора Дома народного творчества Ваника Шарамбеяна) как-то преподнесли американскому мастеру кувшин, найденный при раскопках близ города. Возраст сосуда – три тысячи лет. Художнику объяснили что, как и откуда. Умирая, Рокуэлл Кент завещал похоронить свой прах в том самом кувшине.
"Армения – это страна чудес. Если меня спросят, где на нашей планете можно встретить больше чудес, я бы назвал, прежде всего, Армению… Поневоле поражаешься, что в таком небольшом уголке мира можно встретить такие памятники и таких людей, которые могут стать украшением и гордостью всего мира. Трижды будь прославлена земля армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений", - рассказывал всем Кент.
А сегодня сможем произвести такое впечатление? Если программа знакомства со страной будет составлена умно, точно, со вкусом, то сможем и сегодня.
Вот журналист Ани Липаритян приводит слова туристки из Санкт-Петербурга Александры Зайцевой: "Я всегда хотела познакомиться с Арменией поближе, поскольку с детства люблю ее культуру, кухню, картины, фильмы и ковры. За четыре с лишним дня побывала в различных местах, многое увидела. Сейчас сижу в Санкт-Петербурге, а сердце – в Армении. Вернувшись в родной город, я рассказывала о ней всем, даже водителю такси, отвозившему меня из аэропорта домой".
"От таксиста до продавца": Никол Пашинян представил статистику по туристам>>
Еще одно очко в нашу пользу, ведь Армения всегда вызывала разные чувства – от искреннего восхищения до глубокой ненависти. Какое из этих чувств возьмет верх, часто зависит от нас самих.
Еще одна туристка, тоже Александра, но из Москвы. "Посетила мемориальный комплекс "Цицернакаберд", посвященный Геноциду армян. поразила тишина, на фоне которой можно было подумать о многом".
Шестидесятые годы. В Армению из России приезжает мало известный нам писатель и драматург Ким Бакши. Приезжает впервые и первый шок – опять же от истории Геноцида.
"Меня заинтересовал феномен армянского народа: почему же так случилось, что больше нет ни Ассирии, ни Вавилона, ни тех великих стран и народов, которые потрясали когда-то мир, а армяне есть, никуда не делись", - задавался он вопросом
Ким Бакши приехал в Армению десятилетия назад и стал другом навсегда.
К чему подвожу? К тому, что интерес к Армении должен умножаться не только за счет нашего традиционного хлебосольства, но и благодаря истории и культуре нашего народа. Это сложнее хотя бы потому, что для начала надо привести окружающую среду в образцовое состояние – иначе все рассказы о нашем культурно-историческом наследии сильно теряют в плане убедительности.