ЕРЕВАН, 29 июл — Sputnik, Лаура Саркисян. Правительство Грузии намерено разрешить перевозку пшеницы на фурах по автомобильным дорогам страны. Вопрос о введении запрета или определенных ограничений на перевозку зерна большегрузами полностью отпал. Об этом директор Центра исследования транспортного коридора Грузии Паата Цагареишвили заявил в интервью Sputnik Армения.
Ранее сообщалось, что введение запрета на транспортировку кукурузы и пшеницы через Грузию в Армению автомобильным путем отложен до 1 октября 2019 года. Армения и Грузия перманентно возвращаются к обсуждению этого вопроса, чтобы к указанному сроку сформировать конкретные предложения. Правительство Армении создало рабочую группу, которая ведет переговоры с грузинскими коллегами для решения проблемы.
"Для Грузии уже неактуальна тема запрета на ввоз пшеницы автомобильным путем. Правительство намерено предоставить перевозчикам право выбора – завозить зерно автомобильным путем или по железной дороге", – сказал Цагареишвили.
По его словам, решение отказаться от введения запрета официально не озвучено, но рекомендации уже разработаны. Согласно неофициальным договоренностям, перевозчики получат право свободно поставлять пшеницу автомобильным путем.
В Армении и Грузии решают ребус с транзитом зерна: перевозчиков ждет приятный сюрприз?>>
Цагареишвили подчеркнул, что Минфин страны выступает в поддержку именно такого решения, так как оно позволит создать конкурентные условия между автомобильными и железнодорожными поставками.
Армянским импортерам на руку отказ от запрета
В свою очередь директор крупной компании по производству муки "Манана Грейн" (Армения) Гурген Никогосян также сообщил, что, несмотря на отсутствие официального заявления, есть сведения о решении Тбилиси все же не вводить запрет.
"Армянским импортерам на руку отказ от запрета, так как любые ограничения приводят к убыткам", – сказал Никогосян в интервью Sputnik Армения.
Он напомнил, что власти Грузии вначале хотели ввести запрет на транспортировку пшеницы автомобильным путем чуть ли не с августа текущего года во избежание скопления фур на КПП "Верхний Ларс". Однако вопрос потерял актуальность после кризиса в российско-грузинских отношениях (речь идет о событиях, произошедших в Тбилиси 20 июня, – ред.).
Никогосян пояснил, что в случае введения запрета для Армении закрылся бы самый короткий и дешевый маршрут – через КПП "Верхний Ларс".
Тогда пришлось бы поставлять пшеницу через Новороссийск (Россия) в порт Поти (Грузия), а оттуда – по железной дороге в Ереван.
Но, как известно, мультимодальный тип перевозок не всегда эффективен с учетом того, что у Армении нет собственного парома.
Закрытые для Армении маршруты
Тбилиси намерен увеличить объемы поставок пшеницы из Нур-Султана (Казахстан). Для обсуждения этого вопроса в июле представители министерства экономики и устойчивого развития Грузии встретились с членами Ассоциации производителей зерна и хлебопродуктов Казахстана.
Однако Никогосян и Цагареишвили не разделяют мнения о том, что армянские трейдеры смогут что-то выгадать от новых договоренностей между Грузией и Казахстаном. Для транспортировки пшеницы из Казахстана в Армению есть два маршрута, но они наглухо закрыты для Армении.
"Если Грузия и будет транспортировать пшеницу из Казахстана, то по железной дороге через Азербайджан. Так как у нас нет дипломатических отношений с Баку, то для нас этот путь закрыт", - сказал директор армянской компании.
Отметим, что между Тбилиси и Баку заключен договор: грузинская сторона не имеет права поставлять или перепродавать Армении грузы, которые транспортируются через территорию Азербайджана.
Есть второй маршрут – через Россию, но он слишком дорогой. В этом случае из Казахстана зерно нужно доставить сначала до Владикавказа, затем на фурах через КПП "Верхний Ларс" до КПП "Баграташен", далее груз транспортируется по железной дороге в Ереван. Перевозчикам этот маршрут невыгоден, поэтому остается надеяться только на российское зерно.