ЕРЕВАН, 18 мар — Sputnik, Лаура Саркисян. Армянские перевозчики могут воспользоваться альтернативой автомобильному маршруту через КПП "Верхний Ларс". Речь идет о мультимодальном типе перевозки из портов Кавказ-Поти, Новороссийск-Поти и далее, по железной дороге, в Ереван.
Но если эксперты в Грузии считают эту альтернативу блестящей, то в Армении оптимизм грузинских коллег не разделяют, считая маршрут не слишком привлекательным.
Сложность "простой ситуации": должен ли надеяться Ереван на альтернативу "Верхнему Ларсу"?>>
По данным центра исследования транспортного коридора, в 2016 году паромом порт Кавказ-Поти было осуществлено 10 рейсов (127 вагонов 8 тысяч тонн груза). В 2017 году этот показатель увеличился в несколько раз, составив 25 рейсов – было перевезено 590 вагонов или 36 тысяч тонн груза.
"Армянские перевозчики могли бы воспользоваться паромом порт Кавказ-Поти или Новороссийск Поти, а оттуда, уже по железной дороге, поставлять грузы в Армению", — сказал директор центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили, апеллируя к достигнутой осенью договоренности, согласно которой с 1 сентября транспортные ведомства и железные дороги Еревана и Тбилиси снизили железнодорожные тарифы на перевозки из порта Поти в Армению.
Скидка составила 52%. Решение было принято после того, как власти Грузии наложили запрет на поставку пшеницы автомобильным путем. Однако позже запрет был отложен на год – до 1 октября 2019 года.
Уже с 1 декабря было приостановлено регулярное паромное сообщение по маршруту Кавказ-Поти-Кавказ. Тогда, как впрочем и сейчас, ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" снижение объемов грузоперевозок объясняет тем, что в 2018 году компания, обеспечивающая перевозку по этому маршруту, отказалась предоставлять услуги. ЮКЖД договорилась с другой компанией, однако та поставила условие – паром заработает в случае полной загруженности.
В ЮКЖД считают, что спасти ситуацию может переход зерна с колес на рельсы. Если зерно перейдет на железную дорогу, паром возобновит свою работу в стабильном режиме. Разгрузится и КПП "Верхний Ларс".
Это мнение частично разделяет и директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян. Он считает, что этот маршрут может быть удобен в случае с зерном, но никак не с другими товарами.
"В целом невыгодно, так как тарифы перевозок автомобильным путем из России и обратно достаточно снизились. Поэтому за последние годы железная дорога потеряла свою привлекательность", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Аракелян.
Он подчеркнул, что мультимодальный тип занимает слишком много времени, что снижает его привлекательность по сравнению с автомобильным путем.
"Этот путь рентабелен только при условии перевозки не менее 60 тонн груза. Повторюсь, в случае с зерном с учетом указанной скидки маршрут порт Новороссийск-Поти-Ереван может быть и будет дешевле, однако в любом случае проиграет по времени", — сказал Аракелян.
Получается, что со склада в России груз на автомобильном транспорте доставляют в порт Новороссийск, оттуда загружают на паром, оттуда привозят в порт Поти. Потом груз идет на железную дорогу. Здесь перевозчики однозначно теряют во времени. Если КПП "Верхний Ларс" не закрыт, грузы из Краснодара доезжают в Ереван за пять дней.
Директор крупной компании по производству муки "Манана Грейн" Гурген Никогосян надеется, что власти соседней Грузии позволят перевозчикам выбирать удобный для них маршрут и с 1 октября предоставят возможность поставлять пшеницу и кукурузу не только по железной дороге, но и автомобильным путем.
Новая артерия для грузоперевозок из Грузии в Армению: Анаклия будет привлекательнее Поти?>>
"Из Ставраполя в Ереван получается почти тот же путь, как из Поти в Ереван. Мы дешевле и быстрее привозим пшеницу оттуда автомобильным путем. Я не раз говорил, что если пшеница перейдет на рельсы, то цена за тонну подскочит на 50-70 долларов",— сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Никогосян.
Он также скептически относится к объявленной ранее железной дорогой 52%-й скидке.
Напомним, в 2018 году в Армению было поставлено 325829,71 тонн зерна, из которых 37,6 тысячи тонн или 580 вагонов — по железной дороге.