Американский аналитический центр Atlantic Council опубликовал "статью-расследование", в которой утверждает, что Sputnik Армения нацелился на формирование доверия и узнаваемости среди армян Диаспоры для оказания влияния на армянское общество, внутреннюю политику и международные отношения.
Поводом для беспокойства Atlantic Council стало то, что некоторые материалы на армянской языковой версии портала Sputnik Армения в начале года стали переводиться также на западно-армянский язык. Эта идея в экспериментальном порядке была реализована после забавного случая. Дочь одного из сотрудников редакции рассказала, что ее друзья, армянские студенты из Сирии и Иордании, прекрасно осведомлены про Sputnik. Оказалось, что когда они в поисковиках и соцсетях набирают на латинице слово Spyurk (транслитерация армянского слова Սփյուռք – Диаспора), то система из-за схожести сочетания букв часто предлагает им сайт Sputnik Армения. Для редакции эта находка стала неожиданным и очевидным источником трафика.
Так и появилось решение запустить экспериментальный проект Sputnik Spyurk, который продлился три месяца и был завершён из-за невысокой эффективности в начале лета.
"Масштабное расследование" стандартной практики
Итак, автор публикации в Atlantic Council утверждает, что Sputnik Армения в соцсетях управлял группами, посвященными кулинарным рецептам, армянской культуре и идентичности, размещал там материалы неполитического характера. Тем самым ресурс создавал платформы для расширения своей аудитории.
В публикации подчеркивается, что агентство целенаправленно работает на армянскую диаспору (напомним, проект был завершён 3 месяца назад).
Эксперт в области информационной безопасности Самвел Мартиросян в беседе со Sputnik Армения отмечает, что с точки зрения SMM-технологий, привлечение интереса соотечественников, проживающих за рубежом, к событиям на исторической Родине - это обычная практика. Диаспора - это большая аудитория и было бы странно не использовать ее. Специалисты из всех СМИ это делают.
"Это огромная аудитория, она превышает интернет-пользователей в самой Армении. Если брать чисто технически, то если бы я был SMM-щиком, естественно, использовал бы ресурс диаспоры", - сказал эксперт.
Есть СМИ, которые размещают материалы, например, на турецком, в качестве целевой аудитории рассчитывая не только на турок, но и армян, которые на армянском уже не читают. Это часть бизнеса - увеличение аудитории.
Почему Atlantic Council беспокоит активность Sputnik Армения?
Публикацию Atlantic Counsil, по мнению Мартиросяна, нужно рассматривать с точки зрения серьезного информационного противостояния между Россией и Западом, которое началось с 2013-2014 гг.
"Если углубиться, то серьезных обвинений в статье нет. Есть сомнения, что этот ресурс (влияние на Диаспору – ред.) будет использован в будущем", - сказал Мартиросян.
По словам эксперта, любая активность российских СМИ за рубежом её соперниками в глобальном противостоянии будет восприниматься негативно. Россию обвиняли в попытке повлиять на президентские выборы в США, используя Facebook, Twitter, YouTube. Марка Цукерберга пригласили в Конгресс и там его хорошенько "побили". После этого Facebook начал пытаться блокировать направленные политические процессы через эту соцсеть.
"Основные мишени, естественно, это Россия, а также Иран. Скажем так, нелюбимые Вашингтоном страны", - сказал Мартиросян.
Риск того, что материалы российских или иранских порталов на любую тематику попадут в "черный список" Facebook в некоторых случаях приближается к 100%. Более того, если человек занимается SMM в подобном СМИ, то он почти "камикадзе", потому что Facebook может заблокировать и его, и все связанные с ним страницы (особенно, если учесть, что они обычно заняты на нескольких работах).
Любое расширение аудитории Sputnik будет негативно рассматриваться в США. Эти действия там расценивают, как часть глобального информационного противостояния. Sputnik – одна из основных целей в этом соперничестве. США с 2017 года имеют реальное воздействие на Facebook (соцсеть боится санкций). Twitter, в свою очередь, запретил рекламировать материалы RT. А Google понизил в выдаче российские сайты.
"Если говорить жестче – то это война, и в этой войне стороны используют все возможные рычаги. В этом плане, конечно, США в выигрышной позиции, так как основные социальные площадки в их руках", - отметил Мартиросян.
Отметим, в одном из репортажей армянской службы "Радио Свобода" под названием "Эксперт: сегодня есть много стран, которые имеют "фабрики фейков" в качестве одного из спикеров фигурировал Мартиросян.
Сам эксперт отмечает, что в 99% случаев "боится" смотреть свои интервью. Очень часто, по его словам, редакции монтируют его слова так, чтобы получилось то, что им нужно. Так произошло и в этом случае, в репортаже "Радио Свобода".
"Понятно, что во время этого репортажа я говорил о противостоянии России и Запада в целом. Что же касается статьи Atalntic Council, то это раздутая тема. Sputnik можно обвинить в миллионе вещей, но видеть в работе SMM-специалиста какие-то серьезные "теории заговора" – немного слишком. Я бы столько не углублялся", - сказал Мартиросян.
Настоящий и информационный мусор
Эксперт напоминает, что многие страницы в Facebook, упомянутые в исследовании Atlantic Council, уже удалены, поэтому трудно судить о том, как всё было устроено. Но что касается указанной в публикации темы уборки мусора в Ереване (якобы Sputnik Армения напирает на неспособность мэрии решить проблемы - ред.), то Мартиросян знает о теме не только из СМИ, он каждый день "чувствует этот запах".
"Было бы удивительно, если бы вы не писали о теме мусора. Я бы скорее заподозрил, что вас купила мэрия", - шутит эксперт.
Эта та тема, о которой говорят все. С ситуацией знаком весь город. Что же касается новостей, черпаемых из СМИ, то вопрос ориентации простых пользователей в медиапространстве очень сложен.
В последнее время Мартиросян, не советует знакомым читать только одно СМИ, этого недостаточно для получения объективной информации. Свои предпочтения есть у журналистов, редакторов, есть зависимость издания, например, от спонсоров – все это сковывает их. Одного, двух источников в этом плане недостаточно.
"Человек должен отмечать в своём блокноте, какую направленность имеет то или иное СМИ, чтобы иметь правильное представление. В тех же США, например, некоторые партии поддерживают демократов, другие – республиканцев. Невозможно представить, что CNN и Fox News расскажут о каком-то событии одинаково", - отметил Мартиросян.
Сегодня есть многообразие СМИ, это хорошо. Но это, к сожалению, и усложняет поиск достоверной информации.