Сын тифлисского предпринимателя Артемия Абириняна – Исаак, в семье был старшим. Отец не бедствовал, а уж первенцу обеспечил отличное по тому времени образование в реальной мужской гимназии Тифлиса, которую Исаак окончил в 1873 году.
Уже в процессе учебы стало ясно, что юноше светит неплохая военная карьера. Поэтому или же по иной причине, отец удлинил фамилию, став Абириняном-Тохателовым, использовав название города, откуда он был родом. Город Тохат, феодальное владение Арцрунидов с XI века, стоит и поныне в Западной Армении, между Амасией и Себастией, изменив одну букву в названии – Токат.
Российская столица ждала Исаака Тохателова, и 2-е высшее Константиновское училище в Санкт-Петербурге в 1875 отправило одного из лучших своих выпускников прапорщиком в Ахалцих, в крепостную артиллерию. Потом был перевод в Крым, и за 20 лет Тохателов становится полковником, параллельно получая приличествующие каждому случаю ордена.
Ни к 40 годам, ни позже Исаак Артемьевич семьей не обзавелся, посему принимал живейшее участие в образовании и устройстве жизни трех своих племянниц. А раз так, то холостого полковника отправили в 1900 году на Дальний Восток, где он отличился в китайском походе, в битве за Бэйтан.
Но главным событием для немолодого уже военного стала русско-японская война. Тохателов, заведующий практикой Квантунской крепостной артиллерии, стал одним из тех, кто с самого начала принял участие в обороне Порт-Артура, который со своим гарнизоном в 10 тысяч способных сражаться бойцов поначалу противостоял намного превосходящим силам. Это потом личный состав был увеличен вчетверо, плюс техника и орудия, но на конечный результат это повлияло мало.
Легкая контузия не помешала бы ему добраться до своих, благо, что возможности для этого были. Но полковник, руководствуясь собственным пониманием порядочности и воинской чести, предпочел сдаться в плен вместе с подчинявшейся ему частью гарнизона – своего рода протест против решения коменданта Порт-Артура Анатолия Стесселя о капитуляции, вопреки решению Военного совета.
Впрочем, в плену полковник Тохателов не задержался, и в 1906 году вернулся в Петербург, получив звание генерал-майора и командование крепостной артиллерией в Выборге. В столице его затаскали по следователям, пытались собрать компромат на Стесселя и других причастных к краху в Порт-Артуре, он им ответил в том духе, что неужели может быть компромат более значимый, чем капитуляция. Следователи отстали.
Посланник в Сиаме: как Иосиф Лорис-Меликов был уволен Троцким>>
Но в Выборге Тохателов остался ненадолго – Дальний Восток тянул, места боевой славы не забываются. Исаак Артемьевич, устроив племянниц на учебу, вновь отправился в путь – во Владивосток, командовать артиллерийской бригадой.
К 1910 году генерал-майору Тохателову было 57 лет, самый возраст уйти в отставку, что он и сделал, а его наградили званием генерал-лейтенанта и Станиславом I степени. Он остался в Петербурге, где жил столичной жизнью отставного крупного военного – с приемами, преподаванием, консультировал молодых. Не сидел бирюком, словом.
События 1917 года Тохателов пытался понять: в первую очередь постичь их смысл и цели. Поскольку человеку с нормальным логическим мышлением невозможно понять смысл революций, а цели тех, кто пользуется их плодами, очевидны, решил не вмешиваться.
Он не примкнул к белому движению, не стал и большевиком, хотя, вероятно, предложения такие поступали. Он предпочел удалиться на Кавказ, в собственный дом под Пятигорском, полагая, видимо, что пожилой человек далеко от столиц может считать себя в стороне от бурного времени.
Пожалуй, впервые в жизни – и в последний раз – заслуженный артиллерист жестоко ошибся. На Кавминводах жили отставные военные в немалом количестве, и большевикам не составило труда собрать их вместе. Обвинения не отличались разнообразием – взяточничество, саботаж, спекуляция…
В каком взяточничестве и спекуляции чем можно было обвинять 60-70-летних отставников, которые давно жили жизнью пенсионеров, никого, естественно, не интересовало. Равно как и то, что саботировать им было просто нечего.
Знакомьтесь, Симон - сын Аршака: советский граф Монте-Кристо и тифлисский Робин Гуд>>
Тохателова расстреляли 21 октября 1918 года вместе с другими – выпустили в старика с десяток пуль. Этого показалось мало, и его порубили шашками, а для верности покололи штыками. Революция, а что вы хотели…