"Мы годами носили конфеты на могилку": в Армении "проданных детей" возвращают в семьи

Супругам сказали, что их ребенка уже перевезли из Бельгии в Армению. Сейчас они решают вопросы с документацией, чтобы вернуть в семью своего первенца, которого у них похитили семь лет назад.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Марианна Пайтян, Sputnik Армения

Для этой супружеской пары из Армении в календаре каждый год 14 января отмечается черным. Это "день смерти" их первенца, который 23 дня боролся за жизнь в роддоме. Так они думали до недавнего времени, прежде чем была раскрыта преступная сеть по торговле детьми.

"Всегда сердцем чуяла, что мой мальчик жив. Мы постоянно ходили на его могилку, носили конфеты и игрушки. Хоть слезы невольно, катились по щекам, но я чувствовала — там похоронен не мой ребенок", - дрожащим голосом, едва сдерживая рыдания рассказывает Алина (имя изменено),

Она мысленно возвращается на несколько лет назад и начинает рассказывать историю своей жизни. Прожитые этой женщиной 30 лет могли бы стать сюжетом голливудской драмы. Но Алина рассказывает без лишних эмоций, сдержанно.

Прокуратура обжаловала решение суда не арестовывать Размика Абрамяна

Она была еще ребенком, когда осиротела. Мать скончалась от рака, а отец – от сердечного приступа. Оба ушли молодыми. Так 8-летняя Алина с братом и сестрой оказались в детдоме. Когда старшая сестра получила квартиру как выпускница детского дома, Алина переехала к ней жить. На государственное финансирование получила специальность парикмахера и начала работать. Потом встретила его – заботливого, любящего, внимательного мужчину, с которым она и связала себя узами брака в возрасте 20 лет. Через два года у них родился первенец. Вся родня мужа ждала его появления, он должен был быть первым мальчиком в семье.

Малыш, родившийся 23 декабря в ереванском роддоме "Маргарян" весил 1,9 кг. Его поместили в кувёз — приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры для недоношенных или заболевших новорожденных. Родители не отходили от младенца ни на шаг.

Пашинян впал в шок, увидев материалы дела о незаконных усыновлениях>>

Голос Алины вновь начинает дрожать, она делает усилия, чтобы сдержать подступившие к горлу слезы и довести рассказ до конца. Говорит, что другим родителям не разрешали, но она так усиленно просила, что врачи из жалости только ей позволяли специальным зондом кормить ребенка в кувезе.

"Чувствую, что она где-то рядом": Сюзанна Патваканян ищет ребенка, отобранного в роддоме

Даже Новый год Алина и ее муж отпраздновали тогда не дома, сказав, что из больницы выйдут только с сыном на руках. Спустя 23 дня ребенок уже весил 2,3 кг, был готов к выписке. Алина, ее муж и вся родня пришли, чтобы забрать малыша домой, когда медсестра сообщила, что состояние ребенка ухудшилось и что его пока домой забрать не могут. Супруг Алины потребовал немедленно показать малыша: ему разрешили, но лишь издали показали младенца в подгузнике, заявив, что это их сын.

Взволнованным родителям и в голову не могло прийти, что их ждет. Ни о чем не подозревая, они только молились за спасение ребенка. Спустя некоторое время им сообщили ужасную новость: "Ребенок умер, тело можете забрать из Республиканского роддома". А там давали закрытый гроб...

На протяжении многих лет Алина, ее муж и их родные оплакивали смерть малыша, ходили на кладбище, носили туда конфеты, игрушки... Даже рождение второго ребенка не смягчило боль супругов.

После того, как они узнали про скандал с торговлей детьми и незаконными усыновлениями, в сердце Алины вновь закралась надежда. Женщина, правда, заверяет, что надежду она никогда не теряла, материнское сердце не обманывает, а ее сердце все эти годы подсказывало, что ее первенец жив.

В один прекрасный день супругам позвонили из правоохранительных органов: "В Бельгии был обнаружен ребенок соответствующий представленным вами данным". Предложили провести тест на ДНК — без долгих раздумий Алина и ее муж согласились. Говорит, ожидание результатов анализов длилось будто вечность. В конце концов, ответ был получен: тест показал полное соответствие, их сын нашелся.

Роддома в Армении не имеют никакого отношения к скандалу с усыновлением – главный акушер

Рассказывая этот эпизод, Алина уже не сдерживает слез. Оказывается, ребенка усыновила одинокая армянская женщина из Бельгии. Он появился на свет с врожденным пороком сердца, который, по словам врачей, особой опасности не представлял. Мальчика прооперировали в Бельгии в 2015 году.

"Всегда чувствовала своего ребенка. Люди, наверное, думали, что сошла с ума от боли утраты, но я все чувствовала. Даже его операцию. В 2015 году, именно в те дни, когда он лежал в больнице, состояние моего здоровья тоже вдруг ухудшилось... Моему сыну было плохо, и я это чувствовала", - рассказывает Алина.

Она удивляется, что в паспортных данных ребенка изменено лишь имя, а дата рождения и даже фамилия и отчество остались неизменными.

Мать надеется, что сейчас ребенок уже в Армении. По имеющимся у родителей сведениям, его вернули на родину еще до Нового года — вместе с другими детьми. Она слышала, что в Армению перевезли детей из Италии и Бельгии.

"Вместо тела ребенка мне дали коробку": матери пропавших из роддома детей устроили акцию

Пока есть нерешенные вопросы с документами, когда все закончится, их сын вернется домой, говорит Алина. От каждого звонка, каждого стука в дверь в их семье вздрагивают. Ждут его прихода. Мальчик армянским не владеет, говорит только на французском. Но и это не проблема.

"Я готова выучить все, лишь бы мой ребенок был со мной", - говорит Алина, которая, кстати, ждет третьего ребенка и счастлива, что ее детки будут отныне вместе.

Возвращения старшего брата с нетерпением ждет и дочка Алины. После возвращения сына в семью они зареклись первым делом организовать матах (традиционное в Армении ритуальное жертвоприношение в знак благодарности Богу). Затем каждый из членов семьи постарается восполнить эти 7 лет, играть с мальчиком, учить, ходить на прогулки... У каждого свои планы, самое главное, что он вернется домой.

Дело о незаконном усыновлении детей: директору роддома в Армении предъявлено обвинение>>

По словам клинического психолога психологического центра "Кана", арт-терапевта Марины Казарян, эти ужасающие случаи, которые стали известны в последние недели, на самом деле являются вызовом для всего их экспертного сообщества, поскольку они еще не сталкивались в своей практике с подобным.

СНБ Армении выявила более 30 случаев незаконного усыновления детей гражданами Италии

В интервью Sputnik Армения специалист отметила, что необходимо провести психологическую работу с тремя звеньями — биологическими родителями, приемной семьей и самим ребенком. Обязательно нужно учесть и максимально защитить интересы ребенка.

В представленном примере налицо этнические, культурные проблемы: меняется как школа, так и место жительства ребенка, вся окружающая среда. По мнению психолога, если ребенок с самого рождения жил в одной семье, это для него является психологическим ударом. Готовых правильных ответов здесь нет, в процесс возвращения ребенка в семью должны быть вовлечены психологи, каждый случай требует особого подхода.

Для биологических родителей это очередной тяжелый стресс: один удар они перенесли с известием о смерти ребенка, второй — переживают сейчас, узнав, что ребенок столько лет был жив. Для того чтобы преодолеть этот стресс психолог советует им позитивную терапию: видеть в происходящем исключительно хорошее, положительное — ребенок жив и вернулся домой.

P.S. В статье имя главной героини не указано по настоянию семьи. Пока ребенок не дома, они не хотят привлекать к себе лишнее внимание — и без того много стресса и напряженности. В распоряжении Sputnik Армения имеется запись разговора с нею, однако пока официальных разъяснений от компетентных структур не поступило. Сразу после получения ответа редакция обнародует эту информацию.

Справка: в ноябре 2019 года Служба национальной безопасности Армении сообщила о раскрытии ряда преступлений, связанных с незаконным усыновлением и продажей новорожденных. В декабре по этому делу были задержаны глава Республиканского роддома Размик Абрамян, его заместитель Аршак Джерджерян, а также директор госорганизации "Ереванский дом ребенка" Лиана Карапетян.

Абрамяну предъявлено обвинение по статьям "незаконное разлучение ребенка с родителями или подмена ребенка, совершенное группой лиц по предварительному сговору" и "получение коммерческой взятки" Уголовного кодекса Армении. Абрамяну грозит лишение свободы сроком от 3 до 11 лет.

22 декабря Апелляционный суд отклонил ходатайство органа предварительного следствия об аресте, и бывший главный акушер республики остался на свободе. Через неделю, 30 декабря, прокуратура обжаловала решение суда не арестовывать Абрамяна. Ранее у здания Генпрокуратуры состоялась акция протеста: женщины, которые считают себя жертвами преступлений, связанных с торговлей и незаконным усыновлением детей, требовали заключить Абрамяна под стражу.