ЕРЕВАН, 18 фев – Sputnik, Давид Галстян. Армянская общественность с большим энтузиазмом восприняла вступление двух лоукостеров на местный рынок, однако эксперты призывают власти не только задуматься, но и заняться восстановлением отечественной авиации.
13 февраля глава Комитета гражданской авиации Татевик Ревазян в парламенте Армении заявила, что вопрос, нужен ли нам национальный перевозчик, не стоит. По ее словам, вопрос кроется в следующем: как создать конкурентоспособный национальный авиаперевозчик, и готова ли Армения содержать авиакомпанию, чьи самолеты будут летать полупустыми.
Комментируя позицию Ревазян, эксперт в области гражданской авиации Дмитрий Атбашьян выразил обеспокоенность по поводу того, что Армения не развивает отечественную авиацию. Он убежден, что эту сферу в любом случае необходимо восстановить. По его мнению, государству нет нужды тратить крупные суммы на создание национального авиаперевозчика. В свое время Атбашьян направил в правительство план из 11 пунктов, выполнение которых позволило бы создать компанию, не потратив на это ни копейки из госбюджета.
"8-9 месяцев назад я встречался с юристом из одной американской компании, армянином по происхождению. Он, как и другие армяне, недоволен отсутствием прямых рейсов из Еревана в Лос-Анджелес. Компания же, в которой он работает, занимается покупкой и лизингом самолетов. Я предложил взять 3 самолета (Boeing 777) в лизинг и зарегистрировать (или использовать существующую) компанию в Армении", - сказал Атбашьян в интервью Sputnik Армения.
Борьба за небо, или Почему власти Армении подозреваются в "сговоре" с лоукостерами>>
Конечно, эти самолеты нельзя эксплуатировать только лишь для рейсов между США и Арменией, так как пассажиров на этом направлении хватает лишь на 1200 часов полетов в год. Между тем, Boeing 777 должен налетать примерно 3500-4000 часов в год, чтобы покрыть расходы на лизинг. А это возможно только в том случае, если компания будет базироваться в Армении, а самолеты будут летать и в Лос-Анджелес, и в Сидней, и в Монтевидео, и в другие города.
Но проблема в том, что в Армении до сих пор нет эффективного Воздушного кодекса.
"Во всех странах мира такой кодекс есть, и только в Армении его заменяет закон "Об авиации". В этом законе нет положений, обеспечивающих финансовую и правовую безопасность владельцев авиакомпаний", - пояснил Атбашьян.
По его словам, еще 3 года назад правительству от имени Общественного совета был представлен концепт этого кодекса, но ответа до сих пор нет.
В свою очередь эксперт в области авиации, бывший член подкомиссии по вопросам авиации Общественного совета Армении Левон Казарян считает, что многие политики и общественные деятели в стране часто используют выражения "национальный перевозчик", "национальная авиация", но не понимают смысла этих понятий.
"Статус национального авиаперевозчика должен регулироваться законом. Но в законе "Об авиации" об этом нет ни слова. У компании, которая получит такой статус, должны быть как обязательства, так и определенные льготы", - отметил Казарян.
Армении нужен национальный авиаперевозчик – Пашинян>>
В самом законе около 30 раз используется слово "концессионер" (аэропорт "Звартноц" эксплуатируется ЗАО "Армения - Международные аэропорты", в соответствии с договором о концессионном управлении сроком на 30 лет, заключенным с армянским правительством в 2001 году). Во многих пунктах есть такие фразы, как "если позволит концессионер", "если согласен концессионер". А что именно может позволить концессионер, непонятно. По словам Казаряна, полный текст этого договора никому для ознакомления не предоставляют.
Он отметил, что концессия была продлена еще на 5 лет, когда компании передали и аэропорт "Ширак" в Гюмри, так как она заявила о "необходимости вложений".
"В договоре есть позорные пункты, и это еще мы не все видели, многих страниц с расценками не было. Просто с ума сойти!" – сказал Казарян, отметив, что государство, фактически, лишено права во что-либо вмешиваться.
С точки зрения эксперта, власти страны не должны сводить основную работу в сфере авиации к снижению цен на билеты. Допустим, иностранцы предложат более низкие цены на автомобильные перевозки, это же не значит, что нужно отдать им всю сферу на откуп, убежден Казарян.
Чтобы наглядно показать, насколько стране необходима отечественная авиация, эксперт привел пример с эвакуацией граждан из Китая. Сейчас Армения вынуждена обращаться к другим странам, чтобы вывезти своих граждан из КНР из-за коронавируса. В случае с конфликтом в Сирии, где проживает большая армянская община, нам также помогла бы своя гражданская авиация. Кроме того, Казарян напомнил о ситуации, которая возникла после Спитакского землетрясения 1988 года.
"Первыми до Ленинакана (зона бедствия – ред.) добрались летчики. Когда мы приземлились, ничего не работало, не было электричества, диспетчеров. Наши парни восстановили работу аэропорта и спасли столько людей", – рассказал Казарян.
Армения подпишет с Сирией договор об авиасообщении – Комитет гражданской авиации>>
Всю ночь самолеты летали, перевозили людей, доставляли воду (сами летчики из-за дефицита воды старались не пить). Позже прибыли грузины и армяне из Ахалкалаки, и только через несколько дней начала прибывать помощь со всего мира.
Армения, по словам Казаряна, находится в сейсмоактивной зоне, здесь не исключены и техногенные катастрофы.
Кроме того, трудно переоценить роль авиации в случае военных действий. Во время конфликтов и в условиях ограниченного числа автомобильных дорог, наличие развитой авиации становится жизненной необходимостью для Армении.
"Нужно развивать инфраструктуру. Комитет гражданской авиации вместе с властями Армении должен принять такие меры, чтобы рядом с районными центрами были построены если не аэродромы, то хотя бы взлетно-посадочные (грунтовые) полосы для малой авиации. Они могут быть созданы на различной основе, в этом могут принять участие частники, кооперативы, общины", – считает Казарян.
Территорию нужно предоставлять бесплатно, в обмен на строительство. В обычное время владельцы могут использовать территорию в качестве туристических стоянок, организовывать там мероприятия. Взамен их должны освободить от уплаты налогов с условием, что они будут поддерживать полосы в рабочем состоянии, а государство при необходимости сможет их использовать.
Кроме того, развитие малой авиации позволит развивать торговлю. Небольшие самолеты могут перевозить около 300 килограммов груза. К примеру, из Капана (Сюникская область) фермеры смогут привозить в Ереван сельхозпродукты, а отвозить инструменты, оборудование.
"Это – очень важный фактор для экономики. Но у Армении этого ресурса нет, мы постепенно уничтожали его, начиная с 1991-1992 годов", – отметил Казарян.
Из-за этого Армения теряет технический персонал, пилотов. И тут возникает вопрос: если ситуация не изменится, то кто будет управлять, скажем, правительственным бортом лет через пять?