Нелли Даниелян, Sputnik Армения
О том, что в поле рядом с селом Одзун в Лорийской области Армении некогда был активно функционировавший аэропорт, сейчас напоминает лишь одно уцелевшее на этой территории строение.
Примерно полвека назад, в 1971 году, аэропорт в Одзуне принял первый рейс. Первыми и преданными работниками аэропорта были супруги Атабекяны, которые до самой смерти жили здесь, каждый день с надеждой вглядываясь в небо в ожидании рейса.
В советские годы самолеты Ан-2 или, как их в народе называют, "кукурузники", совершали в день по 5-6 рейсов из Одзуна в Ереван. Периодически летали и в аэропорт соседнего Степанавана. Билет до Еревана стоил 4,5 рубля, до Степанавана – полтора рубля. Из Степанавана можно было полететь не только в Ереван, но и в Россию.
В годы карабахской войны связь Одзунского аэропорта служила для поддержания тайного сообщения между руководителями карабахского движения и отрядами добровольцев.
Супруги Атабекяны превратили аэропорт в пункт связи, и он стал объектом стратегической важности.
Руководитель общины Одзун Арсен Титанян рассказал корреспонденту Sputnik Армения, что аэропорт не попал в программы действующего правительства по развитию малой авиации.
"Программы по перезапуску аэропорта на данный момент нет. Здание есть, территория есть, кое-кто присматривает, чтобы все в целости сохранить", - говорит он.
Сельский староста рассказывает, что сын связистов хочет в память о родителях превратить сохранившееся здание аэропорта в музей, однако эта идея пока далека от реализации. На территории аэропорта супругами также был разбит плодовый сад, который сегодня принадлежит их сыну.
Остальная часть аэропорта – собственность общины Одзун. В 1999 году решением тогдашнего правительства аэропорт вышел из состава государственного ЗАО "Территориальные аэропорты "Эребуни" и был передан общине, по тому же принципу, что и аэропорты в Ехегнадзоре, Варденисе и Гаваре.
14 апреля во время онлайн пресс-конференции заместитель главы Комитета гражданской авиации Армении Галуст Погосян отметил, что кризис, связанный с пандемией коронавируса, отразился и на малой авиации. В частности, речь идет о запуске аэропорта в городе Капан Сюникской области. Сложившаяся ситуация сказалась как на строительстве, так и на процессе сертификации аэропорта.
"Основная часть работы уже проделана. Надеюсь, пандемия коронавируса не помешает эксплуатации аэропорта в Капане", – сказал он.
Погосян также добавил, что малая авиация постепенно развивается, свидетельством чему стали полеты на вертолетах и регистрация легкомоторных самолетов.
Путь в Европу заказан: кто довел до ручки армянскую авиацию и можно ли ее спасти?
Ранее, 13 апреля, правительство Армении приняло решение продлить введенный 16 марта режим ЧП еще на 30 дней: с 14 апреля до 14 мая. Ограничены въезд и выезд из страны, запрещены публичные мероприятия. Закрыты также учебные заведения и культурные учреждения.