Беженец из Азербайджана Роберт Хачатурян оказался без жилья после того, как госпиталь полиции в Ереване, где он проживает уже 29 лет, переоборудовали для приема больных коронавирусом.
Из-за пандемии 22 марта руководство госпиталя предписало мужчине и его сыну немедленно покинуть выделенную им в здании учреждения комнату до отмены режима карантина. Альтернативное жилье им не предоставили. Более того, все их вещи остались в госпитале, куда вход строго воспрещен.
"22 марта мы оделись и вышли на улицу и не знали, куда пойти. Если бы нас отказались принять родственники, мы бы умерли на улице..." - сказал Хачатурян.
Он надеялся на помощь благотворительной общественной организации "Миссия Армения", которая получает финансирование от ООН для поддержки беженцев, но зря.
В общественной организации, по его словам, были в курсе, что госпиталь будет закрыт для беженцев, обещали помочь, но никаких мер не предприняли.
Роберт с сыном временно остановились у своих племянниц из Карабаха, которые сами снимают квартиру в Ереване. Но долго оставаться там мужчины не могут.
Почти 30 лет в госпитале
Всего в госпитале проживали 15 беженцев, 9 из них за прошедшие годы скончались. В их числе были родители Хачатуряна.
"Все беженцы имели инвалидность. Мои родители были инвалидами первой группы. Но никто так и не получил полагающихся квартир", - сказал Хачатурян. Он уверен, что предусмотренное для них жилье было просто продано.
У мужчины двое сыновей: Александр - 27 лет и Армен - 21 год. Старший имеет инвалидность, у него "бронхиальная астма". Младший сын сейчас в тюрьме, попался на краже телефона. Жена много лет назад ушла.
"Учитывая такие нечеловеческие условия, это хорошо, что она столько выдержала. Сын женился, но через 4 года сноха тоже не выдержала – ушла с трехлетним ребенком", - сказал Хачатрян.
За годы проживания в госпитале жена Хачатуряна и сноха не раз делали аборты – "мест для детей попросту не было".
Сейчас доход Роберта составляет всего 61 тысячу драмов (120 долларов). Из них 35 тысяч – его пенсия, еще 26 тысяч – пособие сына по инвалидности.
Сертификат предлагали, но
Уже при новых властях в 2019 году было принято решение о возобновлении программы по предоставлению жилья беженцам (с 2009 года этого не происходило).
Очередь дошла и до Хачатуряна. Ему предлагают сертификат на двухкомнатную квартиру (14,5 миллиона драмов). Но, по словам беженца, на такую сумму в Аване (им полагается именно там) не купить даже однокомнатной.
"Рассчитывается норма - 5 кв. м на человека. Это что за тюремная норма, это стерилизация, беженцы не имеют права рожать, создавать семьи?" - сказал Хачатурян, отметив, что писал и выражал недовольство при любых властях.
"Я не попала на похороны матери": история азербайджанки с армянским паспортом>>
Он уже 30 лет ждет, что ему предоставят полагающуюся квартиру в Аване. Официально сертификат рассчитывается по стоимости квадратного метра жилплощади именно в этом районе, но цифры сильно расходятся с реальностью. Хачатурян не может купить на эту сумму что-то подходящее, поэтому предложил чиновникам самим найти ему жилье в этом районе, если такое вообще возможно. В ответ получил совет - ищите дом где-нибудь в Веди (Араратская область).
Перед выдачей сертификатов беженцам сотрудники Миграционной службы провели опрос: хотели бы люди получить готовое жилье или сертификат. Хачатурян ответил однозначно – жилье. Везде, кроме Советашена и других районов вблизи Советашенской мусорной свалки, ведь у сына астма.
24 марта Хачатурян написал в Миграционную службу очередное письмо, где попросил предоставить ему квартиру, а не сертификат.
Позиция Миграционной службы
В Миграционной службе ему ответили (Хачатурян предоставил Sputnik Армения копию ответа), что правительство решило пойти путем выделения сертификатов, чтобы не заселять беженцев в одном месте. Это необходимо, чтобы избежать формирования "гетто" и для обеспечения их полноценной интеграции в общество.
Исходя их письма получается, что опрос был чисто формальным и не предполагал решения проблемы. Как оказалось, выбирать могут представители других социальных групп – жители зоны бедствия, выходцы из детских домов, семьи военнослужащих.
В другом ответе говорится, что на данный момент свободных комнат в ГНКО "Общежитие", которое предоставляет временную жилплощадь для беженцев, не имеется.
Пресс-секретарь Миграционной службы Нелли Давтян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения также отметила, что Хачатурян фактически пропустил сроки заявки для получения сертификата. Она подтвердила, что мужчина был на приеме у главы Службы Армена Казаряна. Он лично пообещал ходатайствовать в Комиссию (под руководством министра территориального управления и инфраструктур Сурена Папикяна) о включении Хачатуряна в программу обеспечения жильем.
Однако после этого Хачатурян написал новое обращение в Службу с требованием предоставить 2-комнатную квартиру со всеми коммунальными удобствами. В Службе считают подход Хачатуряна неразумным в условиях, когда ему готовы пойти навстречу.
В целом же, по словам Давтян, со стороны беженцев нередко звучит недовольство тем, что средств сертификата недостаточно для приобретения квартиры. Однако она утверждает, что в Аване это возможно.
"Мы даже предлагаем в случае затруднений обращаться к нашим сотрудникам. Они исследуют рынок и помогают в поиске квартир", - отметила Давтян.
Всего в рамках нынешнего этапа реализации программы выделены сертификаты 50 семьям из 112. В этом году будет запущен следующий этап - еще примерно для 180 семей. Всего беженцев из Азербайджана, которые до сих пор проживают во временном жилье (госпиталь, детсад, общежитие, школа и т.д.), – около 900 семей.
Когда в бюджете появятся деньги? Письмо премьера вконец расстроило жильцов общежития
Отметим, что после ответа Миграционной службы Хачатурян обратился с соответствующим письмом к министру территориального управления Сурену Папикяну. Из министерства ему сначала сообщили, что письмо передадут Папикяну 4 мая, потом сказали, что письмо не получили. На почте же ему сообщили, что письмо доставлено 28 апреля.
На обращение Sputnik Армения в министерстве посоветовали обратиться в Миграционную службу. Сейчас для семьи Хачатурян наиболее остро стоит вопрос их временного проживания…