Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Пандемия коронавируса сильно ударила по карманам многих предпринимателей: из-за объявленного в Армении ЧП и ограничений, связанных с предотвращением распространения COVID-19, многие остались ни с чем. Но нашлись и те, кто в эти кризисные дни не растерялся, проявил смекалку и даже открыл новое дело.
Хороший бизнесмен должен уметь видеть плюсы в любой ситуации и работать в этом направлении. Так считает бизнесмен, глава союза предпринимателей "Манташев" Ваграм Миракян. По его мнению, если оценивать ситуацию с этой позиции, то сейчас самое время начать что-то новое, и на то есть несколько причин.
Во-первых, если раньше при аренде помещений возникали сложности, то теперь эта задача упростилась: многие закрывают свой бизнес и территории освобождаются. Во-вторых, из-за банкротства некоторые фирмы распродают оборудование по ликвидационной стоимости.
"В-третьих, стало проще подбирать профессиональные кадры, так как растет уровень безработицы, люди нуждаются в заработке. По некоторым прогнозам, в этом году без работы могут остаться до 200 тысяч граждан", - предупреждает Миракян.
Несмотря на негативные тенденции, хороший бизнесмен, по его мнению, должен уметь извлечь из них выгоду, и сейчас настала пора это сделать.
Самое важное, чтобы бизнесмен не сидел сложа руки и не ждал, пока ситуация в стране наладится, ведь позитивных перемен, возможно, придется ждать еще долго. По его словам, старые маркетинговые ходы для привлечения клиентов теперь могут не сработать, так как положение изменилось.
Миракян на личном примере показывает, что с помощью разумных и обдуманных шагов даже в условиях пандемии можно начать свое дело и добиться успеха.
Желание заняться приготовлением здоровой пищи у бизнесмена возникло давно. Еще около года назад он задумывался над созданием нового бизнеса, но до реализации проекта дело дошло именно в период кризиса. Бизнес уже заработал. По словам Миракяна, его Fitlandia вошла в тройку лучших в своем сегменте, а где-то через полгода, по его расчетам, компания и вовсе станет лидером.
"Сейчас сложное время для малого и среднего бизнеса. Но и предприниматели зачастую не хотят что-то менять, учиться чему-то новому, прилагать дополнительные усилия. Они ждут, когда все вернется в привычное русло, поэтому в итоге многие закрываются. Если человек думает о выживании, то он находит варианты, нужно просто выйти из зоны комфорта", - убежден Миракян.
Более того, предприниматель готовится к открытию еще одного дела, однако раскрывать деталей пока не хочет.
Шогер Акопян – гид. Она основала компанию по организации туров в Армении. В этом году собиралась расширить бизнес, однако ситуация с коронавирусом помешала планам. Один из первых и сильнейших ударов пандемия нанесла именно по сфере туризма. Акопян записалась на бизнес-курсы, чтобы приобрести новые навыки, добиться профессионального роста.
Пока туризм в состоянии "спячки", Шогер решила заняться новым делом. Вспомнила, что никто не умеет готовить лагмаджо так, как ее мама: в этом ей нет равных. Так родилась идея создать компанию "Мамаджо" - мамино лагмаджо. Мать готовит, тетя ей помогает, отец занимается доставкой, а сама Шогер решает вопросы маркетинга и рекламы.
"Я попробовала первое, что пришло мне на ум. Не могу сказать, что я открыла новый бизнес, пока что у нас испытательный период. Я не планирую уходить из туристической сферы, ведь это то, что мне приносит радость. Но если все получится, то, наряду с турфирмой, у меня будет второй бизнес, которым будет заниматься семья или кто-то очень надежный", - признается Акопян.
Она согласна с мнением, что даже во время кризиса можно найти выход из ситуации, если есть желание пробовать и учиться чему-то новому.
Учредительный директор еще одной туристической компании – Айк Костандян, оставшись без клиентуры, решил разводить кроликов. Он уже приобрел кроликов мясных пород и изготовил для них специальные клетки.
"По своим полезным свойствам крольчатина сопоставима с рыбой", - говорит Костандян.
Всем тем, кто решит заняться этим делом, он советует сначала изучить и правильно выбрать породу кроликов, а потом уже инвестировать средства.
Он, как и Шогер, не собирается бросать туристический бизнес. Более того, у него есть проекты по развитию внутреннего туризма в Армении. Вместе со своими друзьями он бросает вызов любителям приключений и путешествий. Если в этом году не получится выехать из страны, то не беда: они предлагают за 28 дней пройти 500 километров по территории Армении.
"Тень" на работе: сможет ли пандемия вылечить хроническое заболевание армянской экономики?>>
Бизнес любит креативность, новаторство и постоянные поиски, а пандемия COVID-19 стала настоящим испытанием для предпринимателей. Выход из сложившейся ситуации нашли и устояли на ногах, в основном те, кто приспособился к новым условиям и сумел использовать их себе на пользу.