Греческий транзит для турецкого экспресса: претензии Афин к Анкаре зашкаливают

Дипломатическая война между двумя натовскими "союзниками" идет уже давно. Однако в последнее время на государственной границе начали стрелять уже по-настоящему. Правда, звучат пока только предупредительные выстрелы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

На днях Афины достаточно жестко предупредили Анкару, что в случае необходимости готовы прибегнуть и к военным действиям. Столь резкую официальную позицию Греции озвучил министр обороны страны Никос Панайотопулос. Анкара на подобный демарш пока не отреагировала, однако можно предположить, что ответом будет "залп из всех дипломатических орудий".

Роль регионального "задиры" Эрдогану в самый раз

Резкое обострение ситуации на дипломатическом фронте не новость ни для Греции, ни, тем более, для Турции. Анкара в последнее время обрела славу чуть ли не самого агрессивного геополитического игрока – не только в регионе, но и в мире. Яркое тому подтверждение - позиция, которой твердо придерживается Эрдоган на ливийском военно-политическом плацдарме.

Ливия как разменная монета: Эрдогану не дают покоя сирийские лавры Москвы

Однако у противостояния Анкары и Афин более глубокие корни. История НАТО знает только один случай, когда два полноценных союзника по Североатлантическому альянсу воевали друг с другом. Было это в далеком 1974 году, когда Анкара высадила свой оккупационный десант на Кипре.

С тех пор постоянное жесткое дипломатическое противостояние греков и турок – в порядке вещей. И если на этом "фронте" вдруг наступает временное затишье, то мировое сообщество начинает беспокоиться: не задумала ли одна из противоборствующих сторон какую-нибудь каверзу, и не затишье ли это перед бурей? Впрочем, в последние годы беспокоиться было не о чем.

Роль эдакого регионального "геополитического задиры", которую "примерил" на себя Эрдоган в Сирии, похоже, ему очень понравилась, и он начал выступать в ней везде и всюду. Видимо, дает о себе знать обида – как на европейцев, так и на союзников по НАТО, которые в больших геополитических играх постоянно держат его страну на вторых ролях.

Когда чужая нефть не дает спать: Эрдоган взвинтил ставки на ливийском плацдарме>>

Если американцев можно "задирать", используя курдский фактор, то в случае европейцев, к которым у Эрдогана другие претензии, этого инструмента недостаточно. Есть, правда, Ливия, которую Италия и Франция считают чуть ли не своей "подопечной", но и этого турецкому лидеру маловато. Ему очень нужно, чтобы Турция все время не сходила с первых полос европейских таблоидов. И в этом плане идеально подходит именно Греция. Ведь транзит мигрантов из Африки и Ближнего Востока, начинающийся в Турции, проходит именно через ее территорию. Этот фактор Эрдоган разыгрывал в последние годы по полной. К тому же ему удалось спровоцировать предупредительные выстрелы с греческой стороны на государственной границе.

Аппетиты Анкары растут – от транзита до собственных энергоносителей

Вдобавок к этому весьма амбициозны геополитические и логистические проекты Эрдогана, затрагивающие рынок энергоносителей, "святую" для европейцев тему. Что с того, что у Турции нет собственных нефти и газа? Зато расположение страны позволяет ей стать как минимум общеевропейским хабом энергоносителей. А от идеи установить логистический контроль над энергоносителями, поступающими в Южную Европу, недалеко и до желания заполучить свои нефть и газ.

Эти "уцелевшие от меча" еще есть: Эрдоган вновь произнес грязные слова о греках и армянах

Что, собственно говоря, и начал осуществлять турецкий лидер, сунувшись сперва на береговой шлейф острова Кипр и схлестнувшись там с греками, а затем и подписав с премьер-министром правительства национального согласия Ливии Сарраджем меморандум о взаимопонимании по разграничению морских зон.

Там Эрдоган вновь (причем целенаправленно) мешает интересам Греции, на сей раз "за компанию" наступая на интересы израильтян. Ведь если Анкара запустит хотя бы несколько своих вышек по добыче нефти и газа из глубин берегового шлейфа, то проект газопровода по дну Средиземного моря EastMed, который разрабатывают Афины и Тель-Авив совместно с Кипром, теряет смысл.

Именно такова цена военной помощи, которую оказывает Эрдаган своему ливийскому партнеру Сарраджу. Ну а недавно Турция опубликовала заявки на получение лицензии на разведку и добычу углеводородов турецкой государственной нефтяной компанией на морском шлейфе вблизи греческих островов Родос и Крит.

Это провокация: МИД Греции оценил планы Турции по разведке нефти на греческом шельфе>>

Подобный шаг Анкары в Афинах оценили как "узурпацию суверенных прав Греции", призвали вмешаться Евросоюз и пригрозили не только эскалацией греко-турецкого противостояния, но и европейско-турецким кризисом. Как и следовало ожидать, тут же откликнулась семерка европейских стран, имеющих непосредственные интересы в Средиземноморье.

Греция, Кипр, Франция, Италия, Мальта, Португалия и Испания выразили свою неизменную поддержку Греции и Кипру в связи с продолжающимися нарушениями Турции в Эгейском море и в Восточном Средиземноморье. Они призвали Анкару уважать "международное право, включая морское право, и, в частности, суверенитет и суверенные права стран-членов Евросоюза".

Турецкий лидер хочет продемонстрировать "политическую брутальность"

Тюрколог, академик Рубен Сафрастян уверен, что до крайней эскалации конфликта между Афинами и Анкарой еще далеко. На очередном витке дипломаты попросту поиграют мускулами. Ну сделают несколько жестких заявлений наподобие тех, что сделал министр обороны Греции Никос Панайотопулос – на этом все и закончится, пока.

Первым делом самолеты: как США "изящным" вбросом о России "отмазывают" Эрдогана в Ливии

Ведь тот факт, что конфликт разгорелся между двумя членами Североатлантического блока, сковывает действия и поступки и Греции, и Турции. Да и фактор Соединенных Штатов никто не отменял: Вашингтон запросто утихомирит страсти и остудит пыл греков и турок. И не следует забывать, что конфликт находится в начальной стадии. Ведь не станет же Анкара тут же качать греческую нефть и газ у Родоса или Крита.

В любом случае следует понимать: для Эрдогана сейчас очень важно получить повод продемонстрировать как мировому сообществу, так и внутренней аудитории свою "политическую брутальность", способность достаточно жестко реагировать на любую угрозу извне. Ведь на самом деле его Партия Справедливости и развития теряет позиции на подмостках внутренней политики, и их нужно укреплять.

Так что, турецкий лидер ответит на вызов, брошенный греческим министром обороны достаточно жестко, в присущем ему стиле. По-видимому, так же он отреагирует на призыв европейской средиземноморской "семерки". Да и на границе с Грецией, там, где "скрещиваются" турецкий экспресс и греческий транзит, образуя маршрут ближневосточных и африканских мигрантов, следует ожидать каких-то провокаций.

Ведь Анкара уже привыкла пугать европейцев обещаниями "выпустить" очередную волну мигрантов, которую Европа, подкошенная пандемией, точно не перенесет. Тем более, что на греко-турецкой границе, как известно, на днях произошло очередное ЧП: турецкие пограничники в поисках тел не то убитых, не то утопших мигрантов перешли на греческую территорию.

Позорный конец авантюры в Идлибе: как турецкий зонтик закрылся прямо в лицо Эрдогану>>

Все обошлось лишь предупредительными выстрелами. Однако висящее на стене ружье может в какой-то момент выстрелить. И вовсе не обязательно, чтобы это случилось в заключительном акте. А пока придется ждать реакции Анкары на угрозу Афин.