Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Интенсивность политических песноплясок, затеянных целым рядом супердержав и региональных игроков вокруг будущего многострадальной Ливии заставляет думать, что в скором этой стране еще предстоит выступить в роли яблока раздора на геополитических подмостках.
Турция наплевала на все мыслимые запреты и эмбарго
Дело в том, что идеологическое противостояние сверхдержав, равно как и региональных акторов рангом ниже, не могло не отразиться на оперативной ситуации в Ливии, которая настолько богата запасами энергоносителей, что страшно даже представить. Миллиарды и миллиарды баррелей нефти, причем весьма легкодоступные, будоражат воображение всех.
И даже страны, сами богатые запасами "черного золота", не в состоянии бороться с соблазном попросту перекрыть дорогу ливийской нефти на международный рынок. Ну, чтобы ее появление не мешало продавать свое на самом богатом, европейском потребительском рынке энергоносителей. Именно этим в определенной степени можно объяснить активность некоторых из игроков.
Или же, наоборот, объяснить можно соблазном отщипнуть себе не просто кусочек от лакомого ливийского нефтяного пирога, а то и вовсе взять под контроль и нефтяные вышки, и всю логистику энергоносителей в регионе, как это пытается сделать, откровенно, не скрывая своих планов и желаний, та же Анкара. Тем более что Турция позиционирует себя как минимум в качестве бесспорного лидера средиземноморского региона, по крайней мере его восточной части.
Именно от этого желания и идет весьма активная, можно даже сказать., агрессивная политика Анкары на ливийском военно-политическом плацдарме. Вплоть до того, что турки не таясь идут на нарушение всех мыслимых запретов и эмбарго, поставляя в Северную Африку тяжелую бронетехнику, вооружение и наемников.
С наемниками, кстати, разговор отдельный. Даже ооновская операция IRINI, призванная препятствовать переброске турецкого оружия и солдат в помощь войскам Правительства национального согласия (ПНС) Ливии под руководством Фаиза Сарраджа, не испугала Анкару. Поставки не прекращались ни на минуту даже в самый тяжелый период коронавирусной пандемии.
А ведь количество наемников, переброшенных турками из Сирии на защиту ливийской столицы Триполи от Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара, уже, по самым скромным подсчетам, перевалило далеко за десяток тысяч штыков. Турции очень, очень нужен контроль над Ливией. Причем не только потому, что там есть нефть, которую уже разведывают турецкие нефтяные корпорации. Есть еще целый ряд обстоятельств, подстегивающих Анкару.
Укрепившись в Ливии, Турция сможет диктовать условия в регионе
Именно ради этих обстоятельств Турция будет готова официально высадить в Ливии целый экспедиционный корпус – не только несколько сотен армейских офицеров и инструкторов. Ведь завладев контролем над логистикой энергоносителей в восточном средиземноморском районе, турки смогут нанести тяжелейший удар по амбициям своих основных региональных соперников – по Израилю и Греции.
Ведь согласно планам этих стран, вскорости должен быть построен подводный газопровод EastMed, по которому в Европу будет поставляться природный газ из израильского газового месторождения "Левиафан" и кипрского – "Афродита". Это и является одной из причин, подстегивающих Анкару на активные, агрессивные действия на ливийском плацдарме.
Позорный конец авантюры в Идлибе: как турецкий зонтик закрылся прямо в лицо Эрдогану
На самом деле уже понятно, что Анкара готова на самые решительные действия (вплоть до открытого конфликта) как с Тель-Авивом, так и с Афинами. Однако и этим обстоятельством позиция Турции не ограничивается. Ведь нельзя же вообще сбрасывать со счетов, что Греция является таким же полноценным членом НАТО, как и собственно Турция.
А Израиль при любом раскладе действует на геополитической арене под высочайшим патронажем Соединенных Штатов Америки. И Анкара, несмотря на множество разногласий, не считаться с позицией Вашингтона не может – кишка тонка. Вот и спешит президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, пока все остальные борются с пандемией, настолько крепко зацепиться за Ливию, насколько это возможно.
Спешит настолько, что даже не скрывает от внимания мирового сообщества ничего. Ни перебрасываемого морем вооружения и тяжелой бронетехники, ни транспортных самолетов с "живым грузом" - теми самыми наемниками, имеющими достаточно высокий уровень военной подготовки, приобретенной на сирийских полях сражений.
И именно благодаря такой силовой поддержке последние контакты на линии противостояния между армией Хафтара и войсками Сараджа получились такими жесткими и кровопролитными. Благодаря турецкой поддержке (особенно с воздуха), войска ливийского ПНС в какой-то момент продвинулись далеко вперед, заняли целый ряд городов и населенных пунктов.
Анкара надеется на "обмен" позиций с Москвой на оси Сирия-Ливия?
Сейчас ситуация на фронте, кажется, несколько устаканилась. Ливийская национальная армия какие-то позиции отыграла, выровняла линию противостояния, вернула контроль над некоторыми, ранее потерянными, населенными пунктами. И именно в этой ситуации противоборствующие стороны смогли согласиться об очередном переговорном витке.
Подумаешь, неудача в борьбе с Covid-19: Эрдоган нашел, кому попортить кровь
ООН, возглавившая переговорный процесс, пытается организовать видеоконференцию с вовлечением в новый раунд переговоров всех стран, ранее задействованных в процессе перемирия сторон. Правда, предыдущий раунд, прошедший в формате международной конференции, с участием России, США, Турции, Египта и ряда других стран, а также ЕС и ООН, каких-то реальных результатов не дал.
Однако ооновская миссия в Ливии надеется, что на сей раз все будет иначе. Хотя бы для того, чтобы противоборствующие стороны смогли бы сконцентрироваться на борьбе с коронавирусной пандемией. Насколько сработает страшилка в виде COVID-19 при таком жестком противостоянии, не совсем ясно, однако попытка, как говорится, не пытка. Другое дело, что не все из участников процесса относятся по-честному к попытке хотя бы временно помирить воюющие стороны.
Американцы, которые изначально показывали, что им неважно, какая из сторон закрепит свои позиции на территории страны, с приходом Турции резко пересмотрели свое отношение. Вашингтон пытается закрепить и усилить свои связи с натовскими странами (в том числе и с Турцией), которые в последнее время переживали не лучшие времена.
И в этом плане американские масс-медиа стараются не затрагивать те объемы вооружений, которые поставляет в Триполи Анкара. Зато все время фиксирует внимание мирового сообщества на фейковых новостях, касающихся участия в ливийских процессах российской стороны. И хотя пока еще нет ни одного факта или доказательства касательно участия, скажем, российских наемников из ЧВК "Вагнер", или же российской авиации, предпочитают говорить об этом, как о свершившемся факте.
Когда чужая нефть не дает спать: Эрдоган взвинтил ставки на ливийском плацдарме
Турция же… Ну понятно, кого поддерживает Анкара. Причем в качестве примера Эрдоган, видимо, видит действия Кремля в Сирии. Во всяком случае, поступает, как Россия, с точностью до последней буковки. Видимо, Анкара, понимая, что Москва в Ливии вовсе не намерена втягиваться серьезно, планирует совершить своеобразный обмен. Выйдя из Сирии, пытается заслужить лояльность русских на ливийском треке.