Когда речь заходит об армянах Западной Армении, нашей аудитории сразу приходят на ум криптоармяне Муша, Алашкерта, Сасуна или Карса.
Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что могут быть армяне, не только не скрывающие свою идентичность, но и открыто о ней заявляющие турецким СМИ, устанавливающие тесные связи с соотечественниками и даже создающими семьи с уроженцами своей исторической родины. Таких в Западной Армении не много, но благодаря некоторым смельчакам их с каждым годом становится все больше.
Садек Бакирджоглу пытался связаться с соотечественниками еще в нулевых, часто приезжал в Армению, знакомился с армянской государственностью. Он принял христианство и при крещении получил имя Армен, живет в городе Кяхта региона Адыяман.
Это историческое поселение в центре Западной Армении стало одним из основных концентрационных лагерей для армянских переселенцев. Есть вероятность, что из этого лагеря многим удалось бежать, чем и объясняется достаточно большое число армян, проживающих в Адыямане и его окрестностях.
"Сынок, найди армянку, что меня вылечила", или Откровения турецкого писателя Ялчина>>
По данным переписи населения 2008 года, в городе Адыяман и близлежащих населенных пунктах живет примерно 270 тысяч человек.
Согласно данным турецких демографических служб, под кодом 02 проходят этнические армяне. Всего под эти кодом в Адыямане зарегистрировано 40 000 человек, то есть, примерно 15% всего населения. Уже знакомый нам Армен Бакирджоглу утверждает, что в поселке Кяхта с населением в 60 000 человек живут 7000 армян.
"Не помню никаких армянских традиций, которые соблюдались бы в Адыямане, но была языческая скульптурная композиция на горе Немрут, у которой собирались армяне. Они говорили, что скульптуры представляют армянскую культурную ценность. Мои предки не часто говорили, что мы армяне, боялись. Мы многое потеряли из-за этого, не получили знаний о своей истории. Но мы продолжаем жить как армяне. В детстве дружил с детьми, которых принимал за турок или курдов. Потому уже в зрелом возрасте вдруг узнавал, что они, как и я, армяне", - рассказал Бакирджоглу.
Армену удалось собрать вокруг себя армян со всего Адыямана, а центром их встреч стала ассирийская церковь. Здесь они проводят свои христианские обряды, а особое внимание здешние армяне уделяют Пасхе, ставшей их своеобразным символом.
Сейчас в Кяхте работают над тем, чтобы построить армянскую церковь. Армен Бакирджоглу – один из наиболее активных армян, продвигающих этот проект. Наш собеседник уверен, что это наиболее верный способ вернуть армян к своим корням.
Пока мы есть, Ани быть: исламизированный армянин стал хранителем армянской столицы>>
"Чем демократичнее будет нынешняя Турция, тем скорее наши соотечественники в Западной Армении обретут свои корни. К сожалению, сегодня 40 из ста армян считают себя турками или курдами. Но в этих людей все равно тычут пальцами, указывая на их армянское происхождение. То есть, они не могут убежать от своей идентичности. Это необратимый процесс. Я настроен оптимистично и полагаю, что мы все вернемся к своим реальным армянским корням. Я уверен, что сейчас на территории Турции живет больше 4,5 миллиона этнических армян", - отметил он.
В завершение Бакирджоглу рассказал и о своей личной жизни. Во время своих частых поездок в Армению он познакомился с армянкой и женился на ней. Хотя Армен - гражданин Турции и житель Западной Армении, большую часть времени он проводит в Восточной Армении - с женой и детьми. Он не перевозит семью в Турцию, чтобы сохранить тесную связь с армянским государством, а сам не переезжает в Ереван, чтобы не перестать быть жителем Западной Армении, не скрывающим свою идентичность.