Проблемы с "локомотивом": что ждет экономику Армении в конце года

Прошлогодний рост экономики Армении был в значительной части обусловлен активностью в сфере услуг и торговли – в этом году с этим все плохо.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 1 июл – Sputnik. Экономика Армении страдает из-за пандемии коронавируса, основной удар по итогам года придется на сферу услуг, которая 2020-м, по мнению экспертов, так и не восстановится.

"Заведения - источник заражения? Закройте!" Чем возмущены рестораторы Армении

На днях Статкомитет Армении сообщил, что показатель экономической активности в республике за январь-май снизился на 3,9%. Объем промышленной продукции вырос на 2,4%. Объем строительства снизился на 23,4%. Спад в торговле составил 10,8%, а объем предоставленных услуг сократился на 4,2%.

Корреспондент Sputnik Армения побеседовал с экономистами о том, что ждет Армению в концу года. По словам экономиста Ваагна Хачатряна, конкретные прогнозы по цифрам сейчас делать трудно, особенно, когда такие авторитетные структуры, как МВФ в течение апреля-мая ухудшили свои оценки по мировой экономике сразу на 1,9%.

"Но представить, в какой ситуации мы окажемся к концу осени, можно. Если сравнивать с прошлым годом – экономическим ростом в 7,6%, то значительная часть (5,2%) была обеспечена за счет "локомотива" - роста сферы услуг и торговли. Если в этом году в сфере торговли будет какая-то активность, то в сфере услуг у нас проблемы. К сожалению, они продолжатся до конца года", - сказал Хачатрян.

Проблемы с "локомотивом": что ждет экономику Армении в конце года

Уже понятно, что в июле страна будет закрыта для туристов. Когда она откроется – трудно прогнозировать. А это значит, что сфера услуг внесет минимальный вклад в экономическое развитие или рост.

"На черный день": когда и зачем МВФ может выдать Армении антикризисный кредит

При этом, по его словам, определенный рост в сфере промышленности в 2,4% частично компенсирует падение. С другой стороны, активность, по его мнению, обусловлена конкретно горнорудной промышленностью - заработал рудник "Техут".

"Падение в 3,9% - неплохой показатель. Были определенные прогнозы о том, что все будет еще хуже, но антикризисные программы правительства ослабили кризис", - сказал Хачатрян.

По его словам, все страны стоят перед выбором – либо средства вложить в здравоохранение, либо часть - в развитие экономики, думая о завтрашнем дне. Правительство Армении пошло по второму пути, пытаясь снизить влияние пандемии коронавируса, посредством поддержки экономики.

Более 71 млрд драмов в виде кредитов влито в экономику Армению через госпрограммы

Отличие от других кризисов в том, что здесь государство не может поддерживать спрос – в некоторых сферах его просто нет. Например, сфере туризма содействие правительства необходимо, но это сложно сделать, поскольку туристов попросту нет. Но хорошим опытом было привлечение гостиниц для изоляции людей. Такие программы нужно продолжать.

Еще одна причина падения спроса – ожидания граждан. Они начнут тратить больше денег, если завтрашний день для них будет не таким туманным – этому может способствовать снятие режима ЧП и, конечно, улучшение эпидемиологической ситуации.

Инфляция в Армении к концу 2020-го не превысит 2%: глава Центробанка дал прогноз по ценам

Хачатрян считает, что страна должна быть готова к жертвам, но их нужно минимизировать. Экономика должна работать, а внимание системы здравоохранения должно быть приковано к пожилым и людям с хроническими заболеваниями, как наиболее подверженным риску. Другого пути нет.

Касаясь программы восстановления бизнеса (с бюджетом в 100 миллионов долларов, ред.), экономист отметил, что преимущество здесь заключается в гибкости. Правительство активно общается с потенциальными бенефициарами, программы разрабатываются под их потребности и запросы.

В свою очередь, экономист, эксперт Института Кавказа Грант Микаелян также обращает внимание на то, что восстановить сектор услуг без возобновления туризма не удастся.

Проблемы с "локомотивом": что ждет экономику Армении в конце года

Остальные сектора от туризма зависят не так сильно, поэтому там произойдет частичное восстановление. Например, анонсированы ряд программ в сфере строительства, хотя с ними пока не все понятно.

Так, строительство предполагает инвестиции, в том числе, государственные, и сектор, скорее всего, восстановится. Также, по его словам, мало пострадало сельское хозяйство. Промышленность пострадала отчасти, и до конца года отрасль восстановится.

"А сектор услуг нет. Он пострадал не только из-за отсутствия туризма, но и карантинных мер и самоизоляции граждан", - отметил Микаелян.

В мае можно было ожидать, что показатели будут лучше, но поскольку пандемия не преодолена, то показатели логичны. Ситуация может быть лучше в июне, но полного восстановления в этом году не будет.

"Тень" на работе: сможет ли пандемия вылечить хроническое заболевание армянской экономики?

В целом реальный спад из-за пандемии превысил ожидания Микаеляна, которые у него были в начале года. Прогнозы всех международных организаций также были намного оптимистичнее, чем реальность.

"Сейчас, полагаю, наиболее реалистичный вариант - это экономический спад в годовом масштабе в 6%", - сказал Микаелян.

Но это очень приблизительный прогноз, потому что ситуация может повернуться в любую сторону. Многое зависит от того, что будет со второй волной коронавируса, какой будет ситуация в странах-партнерах Армении. Однако -6% - это ожидаемый реалистичный показатель.

Отметим, что в Армении с 16 марта по 13 июля действует режим чрезвычайного положения. Страна прошла через полный локдаун.