Однорукий Макич вернулся в родной Ленинакан из немецкого плена с неплохим знанием английского языка. На вопрос, как так получилось, отвечал: "Сидел в фашистском концлагере в Великобритании, там языку и выучился. Возражения, типа "этого не могло быть, потому что Англия – союзница СССР", отметались. Макич твердо стоял на своем: "Было!".
На войне он потерял не только руку, но получил еще и контузию с частичной утратой слуха и речи, поэтому ему никто не верил. А зря. Попав в плен, Макич и в самом деле был отправлен в один из четырех концлагерей, развернутых на принадлежащих Англии Нормандских островах у пролива Ла-Манш, 90% узников которых составляли советские солдаты. Макич был одним из них.
Оккупация немцами Нормандских островов – не самая доблестная страница в истории Англии, но что было, то было. А было, по рассказу писателя и исследователя этой истории Мадлен Бантинг, вот что: в 1940 году немцы почему-то решили захватить не имеющие ни малейшего стратегического значения Нормандские острова, на которых жило примерно сто тысяч человек, и объявили их оккупированными.
А накануне оккупации англичане услышали вдохновенную речь своего премьера Уинстона Черчилля.
Глава правительства, в частности, сказал: "Мы пойдем до конца, мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и на океанах, мы будем сражаться с возрастающей уверенностью и растущей силой в воздухе; мы будем оборонять наш Остров, чего бы это ни стоило, мы будем сражаться на побережье, мы будем сражаться в пунктах высадки, мы будем сражаться на полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы не сдадимся никогда".
Цена хлеба в послевоенной Армении, или Как "дети войны" общались с пленными немцами>>
Как же повели себя после этого выступления англичане? Что мог видеть пленный советский солдат Макич, сидевший на острове за колючей проволокой, а затем работавший на одной из местных ферм? Он видел ровно то, о чем рассказала писатель и историк Мадлен Бантинг, и что затем подтвердил Чарльз Френсис Свифт в своей газете "Бостон Глоб".
"Побежденные подданные гордой страны Англии с почтением приветствовали германскую оккупационную власть. Причем так вежливо, что невозможно было представить, что между ними идет война", - написал Свифт.
Далее пересказываю из прочитанного. Сражаться за свободу и независимость своей родины не пошел ни один из ста тысяч британских подданных, за пять лет оккупации не было ни одного случая сопротивления фашистам.
Суды, полиция, магазины, кафе, театры, – все работало, как и до немцев, разве что госслужащие стали получать зарплату в рейхсмарках. Еще один "ужас", пережитый жителями Нормандских островов – насильственная замена дорожного движения с левостороннего на правостороннее. Процветало доносительство.
Противились, как могли, только советские военнопленные, но бежать с острова им было некуда. Макич, попытавшийся вырваться на свободу, был сразу же пойман, и из фермы, где неплохо жил, вновь брошен в концлагерь.
…10 мая 1945 года стоявший на островах гарнизон капитулировал, а 16 мая британские войска добрались до островов. Оккупация закончилась.
Островитяне быстро сняли портреты Гитлера и вернули на место портреты Георга VI, флаги со свастикой выбросили на помойку.
Как немцы дошли до Ленинакана, а армяне отстояли Сталинград и едва не взяли Стамбул>>
А теперь самое интересное!
За сотрудничество с оккупантами власти Нормандских островов к ответственности не привлекались. Пособников фашистов даже не пожурили, сделали вид, будто ничего и не было.
А в послевоенной Великобритании с началом "холодной войны" на упоминание о том, что на британской земле находились нацистские концлагеря, был наложен полный и безоговорочный запрет. Из-за этого рассказ ленинаканца Макича о концлагере принимался за бред контуженного солдата, а какое ни есть владение английским в качестве аргумента даже не рассматривалось.
К чему я веду? К тому, что в истории каждой страны (и Армения – не исключение) есть не только героические страницы, которыми можно гордиться, но и те, о которых не хочется вспоминать. Но переписать историю не удавалось еще никому, что было – то было.
При этом Мадлен Бантинг, исследовавшая английский парадокс, сочла нужным сказать: "Абсолютно не умаляю заслуг тех британцев, которые действительно сражались с фашизмом. Тех, кого приняли в себя пески Тобрука и Эль-Аламейна, ледяные волны северных морей, кто рухнул на горящем истребителе в Ла-Манш. Это было, и это осталось в истории. Этим нужно гордиться. Честь им и слава, и память!".
Присоединяемся!