Село Грут находится в Битлисском вилайете провинции Сасун исторической Западной Армении (ныне территория Турции – ред.). Оно расположено высоко в горах, условия для жизни здесь не столь благоприятны, потому и жителей тут всегда было немного.
До Геноцида начала ХХ века в Груте проживало всего 60 армян. Выжили они благодаря неприступности здешних мест.
В Груте действовал монастырь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), разрушенный во время Геноцида армян. Уничтожены были и армянские памятники истории и культуры, но выстояли армяне Грута.
В Груте я побывал во время очередной поездки в Сасун. Местные жители с особой теплотой встретили гостя из Армении.
Женщины села встречали соотечественника, выстроившись в ряд по старшинству, – от самой пожилой до самой молодой. А самый старший по возрасту сельчанин с нескрываемым волнением рассказывал мне о наследии предков.
"Когда я был мальчиком, старшие рассказывали мне о нашей истории. Армянский язык я позабыл, а вот историю помню. Отца моего звали Петросом, а мать – Варэ", - рассказывает мужчина.
Мужчина, которому за 70, показал армянское кладбище, где покоится прах его родителей и многих других армян. Надгробные плиты покосились или даже сровнялись с землей, наш пожилой соотечественник бережно ухаживает за ними, очищает от моха и сорняков. На кладбище можно увидеть надгробные плиты и хачкары разной величины, с разнообразным орнаментом, а некоторые высечены в форме креста. Они, словно, лежащие в траве люди, устремившие взор в небо и размышляющие о тайнах вечности.
Пока я не отрываю глаз от армянских культурных ценностей, насчитывающих не одно столетие, и думаю, что заставило этого пожилого человека посвятить жизнь их сохранению, он неожиданно подходит и заговаривает со мной. И я неожиданно выясняю, что его зовут так же, как моего отца.
"Меня зовут Хачик. А здесь много крестов ("хач" по-армянски – крест – ред.), их тут очень много, тысячи. Здесь везде кресты", - говорит старожил Грута.
Провожая меня, дед Хачик напоминает, что жители Грута такие же армяне, как и те, что живут в Восточной Армении или в диаспоре, с одной лишь разницей: они практически не говорят на родном языке. Но им ценой крови и многолетних страданий удалось сохранить многие национальные ценности. А самое ценное, пожалуй, - это армяне, живущие на территории Западной Армении и из поколения в поколение сохраняющие свою национальную идентичность.
"Я армянин", - говорит на прощание дед Хачик из Сасуна.