ЕРЕВАН, 25 авг — Sputnik. Министр обороны и вооруженных сил Ирана генерал Амир Хатами (Amir Hatami) прибыл на военно-технический форум "Армия-2020", который проходит в Москве.
В эксклюзивном интервью агентству Sputnik иранский министр рассказал о планах победить "воздушный терроризм" США, о том, какое вооружение и в какие страны Иран готовит на экспорт к ноябрю, какие военные новинки должны устрашить Израиль и США. Хатами также поясняет, почему некоторые страны столь обеспокоены новыми планами военно-технического сотрудничества между Россией и Исламской республикой.
Sputnik: Как Вы оцениваете будущее российско-иранского сотрудничества в военно-технической сфере на фоне провала попытки США продлить оружейное эмбарго?
Хатами: Военное сотрудничество между Исламской Республикой Иран и РФ основано на взаимном доверии и направлено на обеспечение регионального и международного мира и стабильности, которые оказались под угрозой захватнических действий и гегемонистского поведения некоторых государств. Это взаимовыгодное сотрудничество, основанное на общих интересах, которое хорошо развивается в последние годы и особенно в последнее десятилетие.
Одним из его направлений является военно-промышленное сотрудничество, которое столкнулось с рядом препятствий в связи с санкциями Совбеза ООН до подписания СВПД и сохранением некоторых из них после подписания ядерного соглашения. Но мы не бездействовали и продолжали работу по развитию наших вооружённых сил. В частности, после приостановки поставок российских ЗРК С-300 мы сосредоточились на развитии средств противовоздушной обороны, и сейчас имеем надёжные системы, способные поражать цели на малых, средних и больших высотах. Работа в этом направлении продолжается.
Что касается российско-иранского военного сотрудничества, то у нас большой потенциал как в сфере закупок военной техники, так и на других направлениях.
Sputnik: В последние годы Иран достиг значительных успехов в развитии ракетной промышленности. Могут ли иранские ракеты обеспечить безопасность и защиту страны от внешних угроз?
Хатами: В рамках политики сдерживания мы разработали ряд оборонных программ, среди которых и программы развития вооружений. К ним относится и ракетная программа, которая осуществляется исключительно с целью сдерживания и с учётом всех существующих и вероятных угроз. В условиях, когда США в последние годы постоянно твердили о возможном военном сценарии в отношении Ирана, а израильский режим в нарушение всех международных норм и договорённостей планирует расширение своей оккупации, мы должны быть готовы к ответу на любую возможную агрессию. В последние годы мы не раз сталкивались с подобными действиями и незамедлительно реагировали на них. Это вторжение американского беспилотника в воздушное пространство Ирана в районе Ормузского пролива, который был сбит нашими ПВО; террористическая атака Ив Ахвазе, на которую мы ответили точным ударом по их резиденции в Сирии; и наконец, ракетный удар по американской базе Эйн-аль-Асад в ответ на убийство генерала Солеймани.
Ещё раз повторю, ракеты нужны исключительно для сдерживания США и связанного с ними израильского режима, и мы не собираемся использовать наш ракетный потенциал в каких-либо других целях.
Sputnik: Недавно вы заявили о готовности Ирана экспортировать вооружение в случае отмены санкций. Какое именно вооружение вы имели в виду? И какие страны являются потенциальными покупателями?
Хатами: Мы производим всё необходимое для всех видов и родов вооружённых сил. Часть этой продукции попала под рестрикции: на некоторые вооружения были наложены санкции сроком на 5 лет в соответствии с резолюцией 2231 Совета безопасности ООН. То есть для того, чтобы продавать вооружение, нам надо было получить разрешение СБ ООН, но зная враждебную позицию США, мы за этим разрешением не обращались и старались экспортировать другую продукцию.
Армения, Индия, Казахстан, Иран и другие: форум "Армия-2020" будет масштабным – видео
Все, что мы производим, - это так называемые обычные вооружения (все виды огнестрельного, реактивного, ракетного, бомбового, минно-взрывного, огнемётно-зажигательного, торпедного оружия), и в случае снятия санкций, а это обязательно произойдёт, наши оборонные предприятия готовы возобновить экспортные поставки этих вооружений. Наша продукция пользовалась спросом на рынках Азии, Африки, Европы и Америки. Если санкции будут сняты, я уверен, что мы сможем не только вернуть, но и расширить для себя эти рынки.
Sputnik: Каковы планы Ирана по закупке вооружений для защиты от региональных и трансрегиональных угроз, учитывая напряженность в отношениях с ОАЭ и особенно США? Есть ли у Ирана план закупки вооружений у РФ?
Хатами: Наша оружейная политика направлена на самообеспечение и локализацию [современных вооружений], но это не означает, что мы на 100% можем удовлетворить все наши оружейные потребности. С другой стороны, в отличие от многих стран региона, мы не намерены превратить всю страну в склад вооружения. Все решения по вооружениям принимаются исключительно на локальном уровне и без иностранного давления, а наша программа по развитию ВПК полностью рациональна. Она основана на том, чтобы обеспечить оборону и надежную защиту, с учетом наших потребностей, с минимальными затратами.
Режим США и его региональный сателлит в лице Израиля с начала победы Исламской революции (1979 года) выступили против иранской нации и считаются нашими врагами, поэтому мы реализовывали несколько эффективных программ по их сдерживанию. Сегодня мы продемонстрировали им эти активные средства сдерживания (вооружения). Напряженность, которую создают эти государства, для [нас] не в новинку.
Вы упомянули ОАЭ, мусульмане этого государства, как и другие страны, являются нашими братьями. И только их правители совершили ошибки, последняя из которых заключается в том, чтобы позволить "сионистскому режиму" получить доступ в такой чувствительный регион, как Персидский залив. Безусловно, режим, который нацелен на дестабилизацию региона, где бы он ни был, будет источником смуты и хаоса.
В прошлом у нас было хорошее сотрудничество с Российской Федерацией в сфере технологий и обороны, и это сотрудничество продолжается, часть которого связана с поставками новых вооружений и техники.
Sputnik: Есть ли у Ирана план борьбы с "воздушным терроризмом" США, в частности, как Иран ответит на недавний инцидент с пассажирским авиалайнером Mahan Airlines в Сирии?
Хатами: Ни один акт американских террористов против интересов Ирана не остался безнаказанным, более того, они получили многогранные ответы, о которых предпочитали умолчать. Несомненно, мы не будем поступать аналогичным методом и реагировать зеркальными действиями против этих террористов, которые проявили трусость и совершили такой поступок в отношении гражданских лиц и беззащитных пассажиров нашей авиакомпании.
Sputnik: Каких достижений добился Иран в военно-оборонной промышленности за последний год?
Хатами: Наша оборонная промышленность полностью локализована, она динамично и непрерывно развивается, добилась значительных успехов во всех областях, но наши приоритеты по прогрессу в разных областях соотносятся с разными временными планами.
Восстановление санкций подорвет авторитет Совбеза ООН - Зариф предупредил Гутерреша
В [последнем] четырехлетнем плане Министерства обороны приоритетом стало улучшение возможностей стратегической обороны, но не в том смысле, что мы остановили развитие нестратегических областей. В прошлом году у нас были ценные достижения в ракетостроении, которые были представлены несколько дней назад [в День оборонной промышленности ИРИ. – прим. Sputnik]: создание твердотопливных баллистических ракет с высокой тактической мощностью, создание морских крылатых ракет с дальностью поражения более 1000 км. Мы назвали их в память национальных героев-шахидов Ирана и Ирака - генерала Касема Солеймани и Абу Мехди Аль-Мухандеса. Несомненно, эта сила будет эффективна для увеличения наших стратегических возможностей.
В области противовоздушной обороны продолжается процесс разработок. Нам удалось самостоятельно разработать систему защиты от крылатых ракет и маневренную систему ПВО, кроме того очень скоро мы представим новинки противовоздушной обороны подводных лодок.
Мы достигли успеха и в создании противотанковых ракет. Создание "умных" боеприпасов было еще одной нашей программой [в оборонной промышленности], в которой мы достигли успеха. У нас полностью налажено отечественное производство разнообразной техники и бронетехники: танки, бронетранспортеры, а также специализированные и тактические машины.
В авиационной отрасли нам удалось спроектировать и создать учебно-боевой истребитель "Ясин" (Yasin), мы полностью локализовали производство учебно-боевых истребителей. Теперь у нас есть как легкие истребители, так и отечественные вертолеты.
В сфере развития авиационных двигателей нами была запущена производственная линия первого национального турбореактивного двигателя, а также полностью локализовано производство первого иранского легкого турбовентиляторного двигателя 4 поколения (используется в современных беспилотных летательных аппаратах. – прим. Sputnik). Мы смогли добиться хорошего прогресса в производстве дронов, и сегодня мы входим в число самых успешных в этой сфере держав.
В морской отрасли мы спроектировали и произвели различные типы надводных и подводных судов, были предприняты серьезные шаги по вооружению судов самым современным вооружением, таким как крылатые ракеты Abu Mahdi с дальностью полета более 1000 километров.