ЕРЕВАН, 9 сен — Sputnik, Арам Гарегинян. Новые требования, изложенные в законе "О виноградарстве и виноделии в РФ", вызвали ряд вопросов у участников рынка – российских и зарубежных, в том числе – армянских.
Согласно закону, вино и коньяк в России должны продаваться только с этикетками нового образца. На бутылках обязательно должно быть указано, из каких сортов винограда сделан напиток, в каком году и где собрали виноград.
Армянский коньяк не обидит русскую водку: депутаты обсуждают поправки к закону "О рекламе">>
Но если по части вина это требование можно выполнить, то с коньяком все намного сложнее. В коньяке используется купаж разных спиртов, где различаются и возраст спирта, и сорт винограда.
Пишите письма мелким почерком
"Если по вину это еще приемлемо, то по коньяку и шампанскому – нелепо. Это превратится в огромную лекцию на бутылке, которая, что самое главное, для потребителя ничего не значит", - сказал президент Национального центра вина Армении Авак Арутюнян в интервью Sputnik Армения.
В шампанском тоже используется купаж различных виноматериалов, причем их выбор и пропорции считаются коммерческой тайной. По мнению Арутюняна, потребителю и здесь эта информация не столь интересна. Даже при производстве вина, где используется только один вид сырья, а не несколько, такие подробные сведения маркируются не всегда, если говорить о мировой практике.
Как отметил Арутюнян, во многих странах на бутылках с шампанским отмечают только год, который преобладает в купаже, а на бутылках с коньяком и бренди его вообще не указывают, отметил Арутюнян. В случае с коньяком, как известно, возраст обозначает самый молодой из спиртов, использованных в купаже. То есть если на бутылке указано 7-летний коньяк, то самому молодому спирту в нем 7 лет, а могут быть и более старые.
Так или иначе, вопрос этот решаем: на бутылки можно просто налепить дополнительные этикетки с недостающей информацией, коль скоро регулятор ее потребовал. Но есть еще один, уже системный вопрос. По новому закону, вино может быть только виноградным. Все остальное вином называться не может. А гранатовое вино занимает половину всего винного экспорта Армении в Россию (в последние годы эта отрасль активно развивалась).
"Теперь его придется маркировать как "гранатовый алкогольный напиток". Судите сами, насколько привлекательно такое название. Потребитель не понимает, есть ли в таком напитке ароматизаторы, подсластители и так далее – такое название ничего не гарантирует. Поэтому покупатель оценивает такой "напиток" уже совершенно иначе", - подчеркнул Арутюнян.
Евразийский регламент
Эта проблема коснулась и белорусских производителей. Они разливают коньяк и шампанское из привозного сырья. А также делают свои фруктовые вина. По словам Арутюняна, ранее Беларусь высказывалась против таких изменений, но затем перестала.
Каким должен быть алкоголь, страны ЕАЭС собирались вместе решить и утвердить в новой редакции техрегламента N 047 "О безопасности алкогольной продукции".
"Я и мои коллеги из профессионального сообщества стран ЕАЭС участвовали в обсуждениях техрегламента. Теперь мы видим, что российский закон по ряду пунктов противоречит регламенту, который мы вместе обсуждали", - отметил президент Национального центра вина Армении.
Заметим, что вице-премьер Армении Мгер Григорян предложил обсудить создавшиеся вопросы с коллегами из стран-членов ЕАЭС. В ответ на запрос Sputnik Армения в аппарате вице-премьера сообщили, что Григорян поднял вопрос на одном из недавних совещаний заместителей глав правительств стран ЕАЭС. Он отметил, что армянские производители столкнулись с отказами от российских ритейлеров принять продукцию из-за несоответствия этикеток.
"Наши партнеры с российской стороны и Евразийская экономическая комиссия сейчас анализируют ситуации, по результатам оценки будут приняты решения", - отметили в аппарате Григоряна.
Закон с выдержкой в 12 лет
Наряду со всем этим, в национальном законодательстве Армении есть вопрос, который не решается уже 12 лет. Казалось бы, виноделие для страны настолько важно, что в 2008 году для него приняли особый закон ("Об алкогольных напитках на виноградном сырье"). Но, написав этот закон, о нем забыли и оставили "дубеть в бочке" 12 лет.
По закону, власти должны четко разграничить регионы виноградарства и виноделия, чтобы местные производители могли производить вина с географическими наименованиями (при прочих равных условиях в мире они стоят дороже, чем "негеографические").
"Правительство этого не сделало. Как нам указывать, где выращен виноград, если у нас до сих пор нет для этого определения в национальном законодательстве?" – недоумевает Арутюнян.
Не составлены и вспомогательные подзаконные акты. В частности, не определен уполномоченный орган, который должен устанавливать эти регионы и следить за соблюдением их границ, а также за перемещением виноградного сырья.
Пока продолжаются переговоры с евразийскими партнерами, можно, не теряя времени, решить эти вопросы.