Откуда и куда выливается армянский коньяк? Власти Армении подняли старую, но больную тему

Подписаться
В Армению по-прежнему попадает привозной коньячный спирт. Делают из него коньяк или вывозят просто как армянский спирт – непонятно. Но так или иначе, под ударом оказываются и честные производители, и сельчане.

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

Если мы выпьем не совсем подлинный коньяк, мы почувствуем это на вкус. Вот, пожалуй, и все – больше мы никак от этого не пострадаем. Да еще, разве что нам станет не очень приятно, что мы выложили деньги за подделку.

Ереванский коньячный завод  - Sputnik Армения
Снижают пошлины: производству коньяка в Армении предоставят новые возможности

А вот крестьянин, который весь год растил виноград, от этого страдал постоянно, год за годом. Чем больше коньячные заводы могут использовать поддельный спирт, тем меньше им нужен армянский виноград. Поэтому до революции многие заводы закупали его по бросовой цене – 80-100 драмов за килограмм.

А чтобы вырастить на винограднике килограмм винограда, нужно потратить 120 драмов. И пусть фермер живет в убыток себе, пусть отдает банку имущество в залог – зато можно привозить из-за границы дешевый спирт, заливать его в бутылки и называть его "армянским коньяком". 

После революции

После революции 2018 года, импорт спирта резко сократился, но затем снова начал расти. Власти не оставили без внимания этот вопрос, и несколько дней назад подробное и серьезное исследование рынка опубликовала Госкомиссия по защите экономической конкуренции Армении

Армянский коньяк нужно защитить от подделок – Пашинян>>

Конечно, теперь спирта завозят не так много, как до революции. Тогда, даже по официальным данным, импорт составлял 40% от местного производства. После революции этот процент снизился до 10%, теперь, год спустя, составляет около четверти. То есть к прежним временам мы еще не вернулись, но уже приблизились.

Бокал с коньяком - Sputnik Армения
Коньяка "за копейки" в Армении быть не должно: Госкомиссия проверит все подвалы и бочки

По исследованию Госкомиссии, в 2018 году в Армению завезли миллион литров коньячного спирта (в пересчете на условные 100%-ный спирт), а в январе-октябре 2019-го – уже 2,3 миллиона. Но всего в Армении в год выпускают около 10 миллионов литров коньяка (это снова в пересчете на условные 100% спирта, то есть реального 40-45-градусного коньяка оказывается примерно в два с половиной раза больше). Таким образом, в 2019 году привозной спирт составил практически четверть местного производства. А может, и больше, потому что данных за ноябрь-декабрь Госкомисия исследовать не успела.

Путешествия спирта

Исследование Госкомиссии выявило и еще один очень любопытный факт. Из Армении продолжают экспортировать коньячный спирт – причем даже в больших объемах, чем коньяк. Из 24 млн литров коньяка, которые экспортируются из Армении, готового коньяка экспортировали 11 с небольшим миллионов литров, а спирта – 12 млн.

Так откуда же вливается армянский коньяк и куда выливается? Ответа на этот вопрос пока нет. Но есть факт: в Армению приходят тысячи тонн коньячного (а может, и обычного зернового) спирта, а потом точно так же уходят. Возможных ответов два.

Первый - армянские заводы продолжают делать коньяк из привозного спирта, что противоречит закону. Нет, это не запрещено, но тогда на бутылках надо писать не "армянский коньяк", а "армянский бренди". А так никто – совсем никто – не делает.

Бокал коньяка - Sputnik Армения
Доказать недоказуемое: почему в Армении вновь появляется "серый" коньяк и не только

Второе – вполне возможно, что зарубежный спирт завозится в Армению, "легким движением руки" превращается в армянский и реэкспортируется. Вторая догадка выглядит даже более вероятной, потому что местный коньячный спирт гораздо выгоднее превратить в коньяк, чем куда-то продавать как полуфабрикат.

Слова "армянский коньяк" дают дополнительную премию в цене – кто захочет от нее отказаться? Другое дело – привозной спирт. Делать из него "армянский коньяк", может быть, уже не рискуют, но перепродают как "армянский спирт". Если российский производитель (спирт идет в основном в Россию) согласен делать из него коньяк, пусть сам улаживает вопросы с Россельхознадзором.

Эти вопросы мы попытались задать одному из предприятий, фигурировавших в исследовании Госкомиссии (название не приведем, чтобы не делать антирекламы). Представитель завода ответил, что "вопросы эти слишком сложные, чтобы неподготовленный человек их понял", но с налоговой они работают "чисто". А на прощание посоветовал "принять чуть-чуть, против вируса".

Кто-то скажет, что мы зря поднимаем этот вопрос, выставляя армянский коньяк в невыгодном свете. Но здесь мы возразим: в невыгодном положении оказывается тот, кто дает повод себя обвинить в нечестной игре. Этим он мешает и себе, и своим конкурентам, которые играют вполне честно, ведь в Армении очень много прекрасного и подлинного коньяка.

А главное – он мешает десяткам тысяч фермеров. Если под рукой есть "удобный" спирт, то пусть сельчане стоят  у ворот заводов с грузовиками винограда, чтобы хоть за сколько-нибудь его продать.

 

Лента новостей
0