Чем больше времени проходит после Геноцида армян в Османской империи, тем меньше остается очевидцев и свидетелей этого преступления. Однако армян, переживших Геноцид, можно еще встретить не только в Восточной Армении и среди представителей Диаспоры, но и в Западной Армении - на территории современной Турции. Искоренить армян на их исторической родине турецким властям не удалось даже после столь кровавой резни и массовой насильственной депортации...
В 2012 году в городе Муш Западной Армении я познакомился с армянином по имени Хайретин, который, как потом оказалось, не такой уж и Хайретин. Мшеци Сероб (Сероб из Муша). Так его называют местные армяне.
Отец Сероба - Джемиль Аркаш - родился в 1908 году и в 2012 году был еще жив. Мне посчастливилось познакомиться с нашим соотечественником, жившим в исторической Армении и многое знавшим не понаслышке.
Хотя в 2012 году Джемилю Аркашу было 106 лет, он был в отличной форме, любил гулять по улицам Муша по вечерам и часто просил сына отвезти на Мушское поле. Ему казалось, что там между ним и предками устанавливается некая связь. Эта привычка сохранилась у Джемиля и в 2018 году, когда ему исполнилось уже 110 лет.
"Мы потеряли всю нашу родню во время резни. Потом меня приютила одна курдская семья, сказали, мол, я курд. Хотя меня всячески воспитывали в курдском духе, но я помнил, что я не курд, а армянин, и это заставило меня впоследствии дать своим детям армянские имена. Я должен был оставаться верным своим корням. Я мало что помню о том, что было в дни Геноцида: ведь мне было 7-8 лет. Помню только, что все мы бежали - кто направо, кто налево, у кого какая была возможность спрятаться, потому что всех армян безжалостно убивали мечами. Уже не помню, как я свалился на землю и лежал так до тех пор, пока курды не нашли меня и приютили в своем доме", - рассказывает Джемиль.
Один из его сыновей, Сероб, особенно ревностно пытался сохранить память о своем народе и корнях. Он установил контакты со многими соотечественниками в Республике Армения и представителями Диаспоры, изучал армянский язык и приглашал каждого армянина, посещавшего Муш, к себе в гости.
50-летний Сероб из Муша не скрывал, что быть армянином в Турции опасно, однако это не пугало. Весной 2018 года Сероб с гордостью рассказывал, что в Муше с каждым днем растет число армян, не скрывающих более своей национальной идентичности и публично ее признающих. Жители Муша даже танцевали там традиционные армянские военные танцы, приветствуя приезжающих из Восточной Армении соотечественников.
Весной 2019 года Сероб был в Ереване. За несколько дней до этого его отец, Джемиль Аркаш, скончался в возрасте 111 лет. Сам Сероб боялся, что больше не увидит Ереван, поскольку был тяжело болен. Летом 2019 года я получил письмо от армян Муша со скорбной вестью: Сероб отдал Богу душу, оставив своим детям лишь один наказ: "Не забывайте, что вы армяне".