Число армян, проживающих в Муше (историческая Западная Армения, ныне территория Турции), растет из года в год. Если в 2011 году количество тех, кого в Муше и окрестных селениях официально считают армянами, не превышало 2000, то сегодня эта цифра составляет свыше 29 000.
Во время очередных съемок фильма в Западной Армении я вместе с армянами Муша посетил окрестные села, где лучше всего сохранились армянские историко-культурные памятники и общины, не утратившие национальной самобытности.
В нескольких километрах от Муша находится село Крдагом. Название подсказывает, что в прошлом здесь в основном жили курды. На сегодня ситуация мало изменилась. Один из курдских старожилов представляет историю села.
- Это было село Авдала-аги.
- А кто такой Авдал-ага? - интересуюсь я.
В итоге мне поведали большую и трагическую историю. Курд рассказывает об Авдале-Аге и оставленном им наследии.
"Авдал-ага был великим человеком. Он был богат, но добр", - отмечает курд.
У сопровождающего нас мушского армянина - Армена Галустяна - спрашиваю, кем был Авдал, который оставил такой след в памяти курдов. Живущий в Муше и сохранивший армянскую идентичность наш соотечественник с сожалением рассказывает, что во время Геноцида 1915 года Авдал был зверски убит - и убит теми, кому помогал на протяжении многих лет.
Сотни армян были заперты в построенных Авдалом амбарах и сожжены заживо. Однако благодаря одному курдскому ребенку сын и внук Авдала спаслись. Спустя месяцы от голода и страданий умер также сын Авдала, а его 12-летний ребенок остался совсем один в этом мире.
Пожилой курд из Крдагома продолжил рассказ, отметив, что несколько лет назад в село приехали потомки Авдала - дети того самого, осиротевшего в 12-лет Тиграна Авдаляна, который чудом спасся от Геноцида армян. Сегодня потомки Авдала живут в России и не только не забыли свои корни, но и вернулись увидеть родную землю.
Благодаря Армену из Муша мне удалось выйти на связь с потомками Авдала, живущими в России. Два брата посвятили жизнь делу сохранения армянской идентичности и национальных ценностей. Их отец, переживший ужас Геноцида в возрасте 12 лет, подробно описал поля, горы и селения в родном Муше.
Сегодня правнуки Авдала нередко приезжают в Муш, чтобы увидеть поля, горы и разрушенное армянское наследие, утолить тоску по отцу, который уже присоединился к своей семье на небесах.
"Из 300 выжил один, и то, наверное, для "закваски", для мушской "закваски", которая, как известно, очень стойкая и крепкая", - с волнением говорит Алик Авдалян, старший сын Тиграна.
Речь брата продолжает Петрос, рассказывая о связях с армянами Муша. По его словам, в Крдагоме и других населенных пунктах Муша они встречались со многими армянами, собирали сохранившиеся в памяти местных воспоминания о прадеде, слушали рассказы о пройденном каждым армянином пути, а также об их сегодняшнем образе жизни.
Они отмечают, что на сегодня, если в Западной Армении этнические армяне не скрывают своего происхождения и говорят об этом открыто, то среди армян Диаспоры происходит стремительная ассимиляция. Петрос Авдалян предлагает брать пример с армян Муша, Диярбакыра, Сасуна и других населенных пунктов Западной Армении.
"Полагаю, что каждый армянин должен думать о будущем нации, чтобы мы не утратили свою идентичность. Я хочу, стремлюсь к тому, чтобы наш род продолжился, не прекратился бы на нас - двух братьях", - говорит Петрос.
Мушский армянин Армен Галустян - один из этих многочисленных армян. Однако его одиссею расскажу в следующих очерках.