Незачеркнутые праздники и против психологии жертвы: как изменить образование в Армении

Последствия поражения в Карабахе будут доходить до общества постепенно. Как нужно представлять детям "тройной" майский праздник и придется ли вносить изменения в учебники? Специалисты попытались дать ответы на эти и другие вопросы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 16 дек - Sputnik, Карине Арутюнян. Детям и школьникам в Армении нужно рассказывать о карабахской войне и трехстороннем заявлении правду, но возникает важный вопрос: как представить ситуацию, чтобы не сформировалась психология жертвы. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения такое мнение выразил заведующий кафедрой военной психологии Ереванского государственного медицинского университета Хачатур Гаспарян.

Карабахская Реконкиста, или Стоит ли Армении ждать "немецкого чуда"

После войны возник ряд вопросов: как рассказать детям о случившемся, как быть с тройным праздником 9 мая, как преподносить уроки об освобождении Шуши, как представить ситуацию в целом и нужно ли вообще вносить изменения в учебниках?

"Нужно рассказывать правду о произошедших событиях детям старше 12 лет. Чем больше деталей они будут знать о действительности, тем спокойней будут, и чем больше будем держать их в тумане и скрывать правду, тем сильнее будет нарастать тревога. А детям старше 12 лет уже можно давать какие-то объяснения политической, географической ситуации", - отметил Гаспарян.

"Если опустить руки, это конец", или Как армянам победить карабахский синдром

Что касается подростков старше 16-ти, то и здесь нужно обращаться с ними как со взрослыми и рассказывать, что произошло, как бы жестоко это ни было. В противном случае, по словам Гаспаряна, у них может сформироваться равнодушное отношение к нации, неприятие всего национального. Кроме того, может возникнуть желание устраивать свою жизнь за границей.

Специалист отмечает, что при преподавании истории важно сделать так, чтобы у нового поколения не пропала надежда на светлое будущее: пришло время не мечтать о будущем, а строить его. Гаспарян отмечает, что общее благосостояние играет важную роль в жизни каждого гражданина.

Что касается тройного праздника 9 мая (День Победы в Великой Отечественной войне, День освобождения Шуши и День формирования Армии обороны Карабаха. – ред.), нужно сказать, что 26 лет назад мы победили, но сейчас так получилось, что мы потеряли эти земли. Однако это не значит, что вопрос закрыт.

Хороший, плохой, злой. Как примирить армянское общество

"Вообще не нужно относиться к Арцаху как к погибшему солдату, Арцах ранен, он лишился конечностей, но жив и дышит, мы должны сделать все, чтобы восстановить его. В истории человечества поражение – это не конец и не так, что мы идем к погибели. Мы должны приложить весь потенциал в дело создания светлого и конструктивного будущего, а не просто мечтать", - отметил Гаспарян.

Он полагает, что даже если невозможно внести изменения в учебники, чтобы представить сложившуюся ситуацию, то нужно рассказывать детям правду.

Доктор политических наук, военный историк Армен Айвазян в свою очередь считает, что новейшая история должна стать предметом серьезного анализа именно в историографическом, политологическом контексте и с точки зрения военной науки. Сиюминутные мнения не всегда являются обоснованными.

"Может будут даны оценки также в правовом поле. Но сейчас нужно время, чтобы правда всплыла наружу. С 1920 года и по сей день ведутся споры о том, как получилось, что Карс пал", - отметил Айвазян.

Однако специалист полагает, что все же некоторые детали нужно обязательно внести в учебники. В частности, были сведения о скором нападении врага, и первые официальные лица признали этот факт. После получения таких сведений нужно было предпринять превентивные меры, в том числе военного характера, которые вызвали бы замешательство в рядах противника, однако этого не было сделано. 

Месяц прекращения огня в Карабахе: почему война закончилась, а мир так и не наступил?

По словам военного историка, нужно также рассказать о проблемах в вопросе мобилизации, нехватки ресурсов Армянской армии, в том числе людских, упущениях при отправке на передовую неподготовленных отрядов добровольцев, причем без должной организации. Необходимо также отметить, что ракетный обстрел Степанакерта и других населенных пунктов Карабаха не получил равноценного ответа.

Айвазян отмечает, что в учебниках должно говориться обо всех этих проблемах, чтобы в следующий раз такого не повторилось. Кроме того, нужно отмечать, что на исход войны подействовали как внутренние, так и внешние факторы.

"Говоря о внешних факторах, следует отметить, что Армения воевала не только с Азербайджаном, но и с Турцией и наемными боевиками. Кроме того, нужно отметить, что мы не получили ожидаемой поддержки от союзников. Армения осталась воевать одна с этими силами", - отметил Айвазян.

Доблесть, гордость, стыд: о чем стоит вспомнить ко дню рождения Монте Мелконяна

Эксперт подчеркнул, что на сегодня есть две основные точки зрения, которые отражают мнения власти и оппозиции. Действующее правительство считает, что в сложившейся ситуации виноваты прежние власти, а оппозиция утверждает, что всю ответственность несут именно новые.

Айвазян полагает, что обе стороны неправы, были значительные упущения в вопросе строительства государственности, а также серьезнейшие проблемы и, возможно, козни в период премьерства Никола Пашиняна.

Главы России, Армении и Азербайджана - Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев, приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, озвученному президентом РФ, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе вступило в силу с 10 ноября. Армянская сторона согласилась на целый ряд территориальных уступок. Для контроля за прекращением огня и военных действий, в зоне нагорно-карабахского конфликта размещен миротворческий контингент Российской Федерации.

"Я признаю Арцах", или Упущенная возможность Армении

Оппозиция в Армении расценила случившееся как предательство национальных интересов, обвинила во всем правительство Никола Пашиняна и в ходе перманентных акций требует его отставки.